Информация » Построение научного исследования » Содержательный сравнительный анализ

Содержательный сравнительный анализ

Любой показатель, взятый изолированно, без проведения содержательного анализа, без сравнения с другими, малоинформативен. Все познается в сравнении явлений, при сопоставлении различных психологических фактов, устанавливается их общие черты и признаки, отмечаются противоположности, противоречия

Можно:

1) Сравнивать, когда имеют место одноименные пиления. Сравнивать информацию, абсолютные величины.

В психологии, имея дело с усредненными показателями, необходимо определять их достоверность. Для проверки достоверности собранных данных применяется логический контроль посредством сравнения.

а) анализ динамики развития одного и того же или однопорядкового параметра для выборок, находящихся в различных условиях.

2) Сопоставлять, когда явления разноименные. Могут быть выделены следующие сопоставления:

- между целым и частью,

- между общим и особенным,

- между психическими процессами и источниками их осуществления,

- между психологическими явлениями, находящимися в определенных причинно-следственных зависимостях.

Вид сопоставления определяется исходным материалом.

Так, наличие частей и целого ведет к их сопоставлению и получению удельного веса.

Важной задачей качественного анализа является приведение к единому уровню сопоставления информации, полученной различными исследовательскими методами.

1. Рекомендуется кратко и в общем виде сформулировать основные выводы и результаты,

полученные в каждом из примененных методов. При необходимости краткие качественные выводы подтверждаются соответствующими количественными показателями.

2. Осуществить сопоставительный анализ этих выводов.

На основании сопоставительного анализа выводов формулируется итоговый вывод по данному вопросу. Его соотносят с исследовательскими целями и рабочими гипотезами.

Таким образом,

сравнительный анализ позволяет сосредоточить в едином пространстве психологическую информацию, полученную из разных источников. Сделать обобщенные выводы по каждому изучаемому вопросу и исследованию в целом, перейти к разработке предложений и рекомендаций.

Качественный анализ исследовательских данных

Простое накопление фактов не дает прироста научных знаний, если не сопровождается вдумчивым и всесторонним анализом.

Качественный анализ строится на «методологическом фундаменте». Анализ исходит из реальных жизненных фактов, всестороннего рассмотрения их связей. Факты должны быть подвергнуты проверке на достоверность, представительность и надежность; сопоставлены с соответствующими статистическими показателями, психологическими наблюдениями и опросами.

В ходе качественного анализа результатов исследований выявляются причины возникновения того или иного психологического явления, вскрываются его существенные свойства, устанавливаются тенденции развития, определяются противоречия функционирования.

Продукт качественного анализа — теоретическая модель изучаемого явления, научно обоснованные рекомендации.

Опыт качественной обработки позволяет выделять следующие общие компоненты: предварительный анализ исследуемых данных, группировку однопорядковых результатов исследования, анализ взаимосвязей различных группировок, обобщающие выводы.

Из истории вопроса
На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и э ...

Тестирование
История развития тестов Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 году Джоном Кеттелом. Именно он впервые употребил слово "ТЕСТ" Он измерял время реакции. Чуть позже появился тест Бине - в нем оценивались уровни таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность ...

Сущность концептуальной системы личности
Выражаясь детально, концептуальная система личности (далее – КСЛ) представляет из себя многоуровневое, целостное понимание, интерпретация внутреннего и внешнего мира, субъектно-субъективного и субъектно-объективного, определенное эмоциональное отношение к интерпретациям и их оценка (когнитивно-аффективная реакция), а также организация жи ...