Заключение

В данной работе рассмотрены лишь некоторые подходы К. Хорни. В заключении мы можем сделать следующие выводы:

1. Для понимания происхождения конфликта Хорни вводит понятие «базисной тревоги», подразумевая под ним чувство, которым обладает ребенок, будучи изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире. Чтобы справиться с ними ребенок часто бессознательно прибегает к помощи защитных стратегий. Хорни выделила несколько таких стратегий, которые получили название невротические потребности, согласно которым ребенок может двигаться к людям, против них и от них. Эти потребности она называет господствующим аттитюдом, который наиболее сильно определяет реальное поведение. Таким образом, Хорни утверждает, что конфликт, рожденный несовместимостью аттитюдов, составляет ядро личности и понимается как «базисный конфликт».

2. Причиной возникновения конфликтов личности по Хорни становится, в первую очередь, воздействие социальных факторов, культурных ценностей (соперничество, враждебность со стороны других, страх неудачи, и др.). В результате этих воздействий человек оказывается перед сложными противоречиями (склонность к агрессивности и тенденция уступать; чрезмерные притязания и страх нико­гда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности.), препятствующими удовлетворению необходимых потребностей и желаний, что порождает чувства изолированности, беспомощности, страха и враждебности.

3. Описывая процесс психоанализа, Карен Хорни полагает, что обязанность аналитика выявлять каждую невротическую наклонность и спускаться в глубинные слои психики. Любой аттитюд или конфликт, выявляемый в процессе анализа, должен объясняться в его отношении к личности в целом. Именно такой подход был назван Хорни всесторонним анализом. Такой анализ включает: оказание помощи пациенту в осознании всех явных и скрытых проявлений данного конкретного влечения или конфликта, в признании их компульсивной природы, в достижении понимания, как его субъективной ценности, так и его неблагоприятных последствий. Также Хорни отмечает, что анализ не является единственным способом разрешения внутренних конфликтов. Сама жизнь остается очень эффективным терапевтом. Опыт любого вида может оказаться достаточно значительным, чтобы вызвать личностные изменения.

Дефекты общения
В процессе жизнедеятельности индивид общается с другими индивидами, членами общества. Сама социализации личности и начинается в раннем возрасте в семье. Иногда родители, ложно понимая обязанности родителей, в течение ряда лет исподволь, сами до конца того не осознавая, развивают в детях тщеславие, хитрость, сознание собственного величия ...

Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две ...

Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна
Голландские психологи Хейманс, Е. Вирсма и Р. ЛеСенн в основание своей типологии положили три психологические характеристики, называемые основными элементами характера: 1) Активность – пассивность характеризует проявления деятельности во всех сферах жизни, а также манеру выполнять задания немедленно или откладывать их выполнение Активн ...