Информация » Психология чеченской войны

Психология чеченской войны
Страница 8

Сплав игривой детскости и мужественности чеченских боевиков-террористов привлекает, завораживает многих, заставляет ими гордиться, кого-то - следовать им.

Напрасно ругают мифических психологов, которые не работают с бывшими заложниками, чтобы избавить их от синдрома "породнения" с террористами. Во-первых, психологов для этого нет. Во-вторых, этот синдром очень стойкий. Он сохраняется десятилетиями в российском народе, который был "заложником" у кровавого сталинско-коммунистического режима, но сохраняет к нему парадоксальную приверженность. Это не утрата исторической памяти, не попытка выразить протест противникам коммунистов, не массовая легкомысленность. Это психобиологический рефлекс сохранения традиций соподчиненности, достигнутой жестокостью.

(и) Есть мнение, что в Буденновске и других городах и поселках, где российские войска осаждали чеченцев, взявших заложников, у последних не было и в помине "синдрома заложника" с его биологопсихологическими механизмами, отмеченными выше. Журналист Андрей Бабицкий был с заложниками в Буденновске, затем во время их перемещения чеченцами по Чечне вплоть до освобождения. Он обратил внимание на сходство социально-политических ориентаций у русских заложников и у захватчиков-чеченцев. И те и другие в недавнем прошлом - "советские люди". Для них власть была враждебна. Она давила свободу, права, нередко и жизнь своих подданных. В несправедливости чеченской войны проглянуло лицо, казалось, ушедшей неправедной власти. Снова террор против мирного населения: русского, чеченского, гибнущего под бомбами. Когда война под боком, ее несправедливость очевидна. У русских, чеченских людей одни и те же эмоции, мотивации. У захватчиков-чеченцев они актуализованы гибелью родственников под залпами российских гаубиц и танковых орудий. У заложников-русских те же мотивы актуализируются, когда в них (и в захватчиков) стреляют БТРы, гранатометы, олицетворяющие российское государство. Опираясь на трагический пафос своей жизни, угнетавшиеся государством ("жизнь погибла в провинциальном убожестве, вечный дефицит всего при советской власти, редкие праздники. омраченные похмельем . и сейчас зарплату не платят") заложники легко перестраиваются - "за террористов-захватчиков", вместе презирая и ненавидя Власть. Такими могут стать до 80% заложников.

Более того! А. Бабицкий заметил, что российские заложники способны "заряжать" чеченских захватчиков ненавистью к осаждающим их войскам. Вот почему случаи перехода заложников на сторону захватчиков не случайны. Не случайно участие боевых групп украинских, прибалтийских националистов в чеченской войне на стороне чеченцев. Не видеть таких "этноархаических рефлексов" у русских, украинцев, чеченцев, прибалтов и др. преступно, так как эта слепота побуждает Власть подливать масло в огонь Войны.

При указанных различиях все заложники несчастны под гнетом ужаса смерти, униженности, беспомощности и полной неопределенности судьбы. Многие из них после освобождения нуждаются в психологической помощи, а то и в лечении душевных и телесных расстройств.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Качества лидера
Большинство людей, услышав слово "лидерство", связывают его с миром бизнеса. Лидерство следует воспринимать шире. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь, и нежная мать. Невротизм лидеру противопоказан. По-настоящему лидеры стремятся не только лиде ...

Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна
Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии (изучением природы психических явлений). Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских ...

Роль личности в культуре
Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозвол ...