Информация » Концептуальная система личности » Исследование концептуальной системы личности

Исследование концептуальной системы личности

КСЛ это многомерное психическое целостное, неделимое пространство которое включает в себя Я-концепцию. Это своего рода соединение Я-концепции и «Не-Я-концепции» (все кроме Я) личности. Образ мира есть по существу гештальт, каждый элемент которого тоже по природе является гештальтом, точнее неким гештальт-концептом, и следовательно принцип исследовеания КСЛ тоже должно быть холистическим. Методологическими основами наших исследований КСЛ являются также три важнейших открытия, которые сделала наука XX века в области осмысления собственных границ, и которые так хорошо описаны в книге В.П. Руднева «Прочь от реальности: Исследования по философии текста» (Руднев, 2000; стр. 9). Ниже излагаем их же:

1. Объективная действительность шире любой описывающей ее системы; или иначе, «мышление человека богаче его дедуктивных форм» (Налимов, 1979; стр. 72). Этот принцип был доказан К. Godel в теореме о неполноте дедуктивных систем (Godel, 1931).

2. И поэтому, для того чтобы адекватно описать какой-либо объект действительности, необходимо, чтобы он был описан в двух противоположных системах описания. Это – принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором в квантовой механике (Бор, 1961), а затем перенесенный на любое научное описание (Лотман, 2000). Однако стоит добавить, что для решения данной проблемы – адекватности – в исследовании КСЛ руководствуются Трехлокусным подходом который подразумевает описание и интерпретирование объекта в 3х разных понятийно-семантических системах (Бегоян, 2009e).

3. Невозможно одновременно точно описать два взаимозависимых объекта. Это – расширенное понимание так называемого соотношения неопределенностей Вернера Гейзенберга, доказывающего невозможность одновременного точного измерения координаты и импульса элементарной частицы (Гейзенберг, 1989; Гейзенберг, 2005). Философский аналог этого принципа был сформулирован L. Wittgenstein в его последней работе «О достоверности»: «Для того чтобы сомневаться в чем бы то ни было, необходимо, чтобы нечто при этом оставалось несомненным. Этот принцип можно назвать «принципом дверных петель»» (Руднев, 2000; Стр. 9).

Для исследования – для оценки, дескрипции, дифференцации и презентации КСЛ – в рамках Концептуальной Психотерапии (Conceptual Psychotherapy), исползьуется метод Теория Системы Реальностей Личности (TPRS – The Theory of а Person Reality System) (Бегоян, 2009a, 2009d). А также, для оценки «сценария развития» КСЛ можно использовать метод «Анализ планов» (Plan Analysis) разработанный F. Caspar (Caspar, 1995; Caspar et al., 2005).

Динамика психического развития ребенка
Большинство психологов делит детство на периоды. В основу периодизации психического развития ребенка Л.С. Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками: Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Сл ...

Психологический смысл понятия «Субъект»
СУБЪЕКТ (от лат. subjectum — подлежащее) — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект, есть целеполагающее, целостное, ...

Барьеры как факторы, мешающие общению
Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто ...