Информация » Методика подготовки и чтения лекций по психологии » Методические основы проведения лекции

Методические основы проведения лекции
Страница 3

Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

Чтение лекции – это творческий процесс и не всегда может удовлетворять как преподавателя, так и студентов. Для того, чтобы совершенствоваться, преподавателю необходимо анализировать свои лекции. Схемы анализа могут быть разными.

Наиболее часто используются три подхода к анализу лекции:

1) традиционный для деятельностного подхода;

2) анализ с позиции гуманистического подхода;

3) интегративный подход.

Традиционный подход включает следующие общие и дидактические требования к лекции:

- высокая посещаемость лекции студентами, их внешняя активность на лекции (внимательное слушание, ведение конспекта, дисциплинированность студентов и т.п.);

- своевременное начало и окончание лекции, достаточное количество материала для лекции, темп ее чтения;

- соответствие темы календарно-тематическому плану, рациональное использование времени на лекции, логика изложения материала;

- использование преподавателем разнообразных методов обучения, различного оборудования и технических средств обучения;

Требования к проведению лекции с позиции гуманистического подхода чаще формулируются следующим образом:

- удовлетворенность студентов содержанием и формами лекции;

- наиболее интересные, запоминающиеся фрагменты лекции;

- какой учебный материал больше всего заинтересовал студентов;

- насколько содержание и формы обучения лекции повлияли на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов;

- какие фрагменты лекции, методы, на взгляд преподавателя, были удачными;

- какие возможности обучения студентов на лекции упущены или не полностью использованы;

- наличие оригинальных подходов к обучению и развитию студентов, использование инновационных методов и приемов на лекции.

При этом, признавая допущенные ошибки и просчеты в обучении студентов, необходимо признать, что все внимание преподавателя должно быть сосредоточено на успехах, позитивных сторонах чтения лекции. Интегративный подход к анализу собственных лекций включает элементы деятельностного и гуманистического подходов. В этом подходе обнаруживаются противоречия в научном плане, однако с прагматической позиции он оправдывает себя.

Страницы: 1 2 3 

Патогенез психосоматических симптомов
Большинство психоаналитиков сходятся во мнении, что психосоматический симптом не имеет символического содержания (т. е., не допускает множественной интерпретации) в той мере, в какой это присуще невротическому симптому. Он возникает в случаях, когда нарушено психосоматическое равновесие. Такая точка зрения соответствует взглядам Фрейда ...

Переоценка вертикальных линий.
В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличива ...

Понятие интеллекта. Определение интеллекта
Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям»[1]. По Пиаже, «интеллект является состоянием ра ...