Информация » Методика подготовки и чтения лекций по психологии » Методические основы проведения лекции

Методические основы проведения лекции
Страница 3

Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

Чтение лекции – это творческий процесс и не всегда может удовлетворять как преподавателя, так и студентов. Для того, чтобы совершенствоваться, преподавателю необходимо анализировать свои лекции. Схемы анализа могут быть разными.

Наиболее часто используются три подхода к анализу лекции:

1) традиционный для деятельностного подхода;

2) анализ с позиции гуманистического подхода;

3) интегративный подход.

Традиционный подход включает следующие общие и дидактические требования к лекции:

- высокая посещаемость лекции студентами, их внешняя активность на лекции (внимательное слушание, ведение конспекта, дисциплинированность студентов и т.п.);

- своевременное начало и окончание лекции, достаточное количество материала для лекции, темп ее чтения;

- соответствие темы календарно-тематическому плану, рациональное использование времени на лекции, логика изложения материала;

- использование преподавателем разнообразных методов обучения, различного оборудования и технических средств обучения;

Требования к проведению лекции с позиции гуманистического подхода чаще формулируются следующим образом:

- удовлетворенность студентов содержанием и формами лекции;

- наиболее интересные, запоминающиеся фрагменты лекции;

- какой учебный материал больше всего заинтересовал студентов;

- насколько содержание и формы обучения лекции повлияли на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов;

- какие фрагменты лекции, методы, на взгляд преподавателя, были удачными;

- какие возможности обучения студентов на лекции упущены или не полностью использованы;

- наличие оригинальных подходов к обучению и развитию студентов, использование инновационных методов и приемов на лекции.

При этом, признавая допущенные ошибки и просчеты в обучении студентов, необходимо признать, что все внимание преподавателя должно быть сосредоточено на успехах, позитивных сторонах чтения лекции. Интегративный подход к анализу собственных лекций включает элементы деятельностного и гуманистического подходов. В этом подходе обнаруживаются противоречия в научном плане, однако с прагматической позиции он оправдывает себя.

Страницы: 1 2 3 

Виды депрессивных расстройств и их психические проявления
При депрессивных расстройствах невротического круга (за исключением депрессивных реакций на тяжёлый стресс) настроение, как правило, снижается умеренно, наличествуют пессимистичные установки, которые, впрочем, далеки от суицидальной готовности, чаще больные хуже чувствуют себя в вечерние часы. Настроение, как правило, колеблется, пацие ...

Адаптация ощущений
Чувствительность анализаторов определяемая величиной абсолютных пороков — непостоянна и изменяется под воздействием ряда физиологических условий. Адаптация - изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Виды: 1) Привыкание ведет к полной потере ощущения в процессе длительного воздействия раздражителя. 2) Притупление о ...

Социометрическая процедура
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах: 1-й этап: Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования. 2-й этап: Разработка социометрических критериев. Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для устан ...