Типы памяти
Страница 1

В настоящее время все больше считается, что память не является единым психическим образованием, как полагают сторонники кон­цепции единой "активной памяти". Более того, в зависимости от пос­ледовательности во времени от начала поступления информации на чувствительные входы до перевода ее на длительное хранение, суще­ствует по крайней мере три совершенно различных типа памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Возможно, что на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговре­менную существует и промежуточная (буферная) память, но ее свойства пока еще мало изучены.

Сенсорная (мгновенная) память

осуществляет сохранение ин­формации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения "отпечатка" (0,3-1,0 сек), воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: «коническая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в дру­гую форму хранения, то она необратимо теряется.

У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается не долями секунды, а гораздо дольше—до 10 минут. Эти особенности во многом объясняют явле­ния эйдетизма у некоторых людей. При этом они обладают способ­ностью "видеть" картину или предмет, который находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Эта инерционность информаци­онных входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, обеспе­чивает непрерывность восприятия и для обычных людей (при морга­нии, движении глаз или просмотре кинофильмов). Эйдетические способности более выражены в детстве и снижаются у взрослых.

Кратковременная память

обеспечивает удерживание на корот­кое время однократно предъявленной информации, поступающей от сенсорных входов или из долговременной памяти. Раньше крат­ковременную (рабочую) память называли объемом сознания.

Единственное хранилище кратковременной памяти имеет огра­ниченные объем и время хранения. Приоритет поступления инфор­мации определяется направленностью внимания в данный момент. Время хранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд, а ее объем составляет 5-9 структурных единиц информации — в среднем 7 единиц (правило Д. Миллера, 1956).

Оперативные единицы информации зависят от способности че­ловека организовывать восприятие информации. Установлено, что отдельная буква воспроизводится лучше, чем две, а две — лучше, чем три. Если же сочетание букв образует знакомое слово, то оно воспроизводится так же хорошо, как и одна буква, независимо от числа входящих в него букв.

Таким образом, кратковременная память является подсисте­мой памяти, обеспечивающей оперативное удержание и преобра­зование данных, поступающих от органов чувств и из долговре­менной памяти.

Все формы организации материала требуют для улучшения запоми­нания сжатия информации в меньшее число структурных (оператив­ных) единиц.

В кратковременной памяти продолжается процесс консолидации, упрочнения изменений в нейронах, обеспечивающих дальнейшее сохра­нение информации, а для этого требуется какое-то время. В первой фазе после поступления информации след ее сохраняется в динамической форме, и любое внезапное отвлечение человека в первые секунды после поступления информации нарушает запоминание.

С ограниченностью объема кратковременной памяти связано и такое ее свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти вновь поступающая инфор­мация частично вытесняет уже имеющуюся и последняя безвозвратно те­ряется. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит перекодирование ее преимущественно в акустическую форму.

Страницы: 1 2

Развитие ответственности
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у не ...

Способы предотвращения
Защитные факторы включают в себя высокое чувство собственного достоинства и социальную «связанность», особенно с семьёй и друзьями. Ранняя идентификация и соответствующее лечение расстройств психики — важная часть стратегии профилактики. Кроме того, эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологическ ...

Жесты доминирования
Превосходство Так называемая «директорская поза» или «поза босса» в сидячем положении. Руки лежат за головой, одна нога на другой. Если веки едва прикрыты или уголки глаз чуть прищурены, взгляд направлен вниз – перед вами высокомерие, пренебрежение. Это положение тела как средство невербального общения часто принимают начальники, люди ...