Неврозы, их формы и течение
Страница 1

Неврозы – обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

Основной причиной невроза является психическая травма, однако имеют значение и пеморбидные особенности личности. Чем больше предрасположенность к развитию невроза, тем меньше имеет значение психическая травма. Понятие «преморбитная личностная предрасположенность к неврозам» включает унаследованные от родителей такие черты характера, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, ранимость; особенности формирования личности и уровень её зрелости; различные астенизирующие факторы, предшествующие возникновению невроза (например, соматические болезни, переутомление, недосыпание).

Большое значение имеют особенности формирования личности. Так, отмечено, что психические травмы, перенесённые в детском возрасте, способствуют появлению невроза у взрослых. При этом играет роль и возраст, в котором ребёнок оказался в психотравмирующей ситуации, так как черты, свойственные этому периоду могут сохраниться у взрослого. Например, у взрослого человека в возрасте 7 – 11 лет потерявшего родителей, перенесшего длительную разлуку с ними или переболевшего тяжёлым соматическим заболеванием с длительным пребыванием в больнице, могут отмечаться такие личностные особенности, как чрезмерная непосредственность в общении, эмоциональная лабильность, то есть черты, свойственные детям 7 – 11 лет. Наличие их у взрослого человека создаёт трудности в общении с окружающими и ведёт к нарушению адаптации.

В возрасте 11 – 14 лет формируется интеллектуальная деятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложные умозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальной деятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. При психотравмирующих ситуациях живость, активность, заинтересованность в происходящем, наблюдающиеся в норме, подавляются неприятными переживаниями. Развивающаяся интеллектуальная деятельность может приобретать отвлечённый характер. Подросток, переживший психическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать, рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам, свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, но гармоничность процесса формирования личности нарушается.

Большую роль в неправильном формировании личности играют дефекты воспитания. Родители, чрезмерно опекающие ребёнка, подавляют его активность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. В таких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками. Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда же ребёнок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым его поступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него не формируется целеустремлённость, способность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими.

Страницы: 1 2

Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну
«Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше развора ...

Особенности личности медицинского работника.
Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание разл ...

Пути устранения вредного воздействия телевидения на психологию детей
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей. В западных мультфильма ...