Информация » Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг » Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура

Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура
Страница 2

Чтобы разрешить какой-либо конфликт после прочтения пациентом книги, терапевт спрашивает его, как, по его мнению, преодолевал бы трудности автор этой книги или главный герой.Врач может поставить перед больным, например, такую задачу: «В течение ближайшей недели Вы должны решить конфликты в духе героя книги старайтесь, чтобы поводов к конфликтам у Вас было достаточно…» или предложить подумать над вопросами: «Чем всё-таки образ действия героя лучше Вашего? А что Вас не устраивает в таком образе действия? Какие отрицательные последствия чаще всего вызывало Ваше поведение прежде и теперь? Как можно усовершенствовать это поведение. Как бы справились с этими трудностями герои литературного произведения?» Для большей эффективности воздействия, при неспецифической библиотерапии, можно рекомендовать пациентам резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме к « улучшенным» в соответствии с желаниями самого пациента вариантам книг и глав. При специфической библиотерапии подбирается литература наиболее актуальная для пациента. После чтения проводится контрольный опрос в духе6 «Что было особенно интересно узнать? Какая польза? Что вызвало сомнение? Опасения? Как эти знания помогут справляться с трудностями? Что неясно? Чем могу помочь?»

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов.

1.Самоподготовка психотерапевта. Включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с терапевтической точки зрения. Для начала жанров должно быть всего несколько, например: медицинская литература, научная, современная беллетристика (по 2-5 названий). Только со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками, как на отдельные разделы ( главы), так и на отдельные книги, на отдельных авторов, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание пациента на соответствующие тексты. А позднее, когда рецептура с годами расширится, аннотации будут улучшать ориентировку самого терапевта во всём богатстве психотерапевтических средств. Крайне желательно все или большинство книг, применяемых в библиотерапии, иметь в собственной библиотеке и в библиотеке психотерапевтического кабинета для того, чтобы одалживать их пациентам, не имеющим возможности самостоятельно найти эту книгу в силу различных обстоятельств. Эту проблему можно решить путём ксерокопирования. Это значительно облегчает работу особенно при необходимости срочного и энергичного воздействия. Кроме того, в своих «библиоаптечных» копиях книг можно подчеркивать, делать заметки на полях, что облегчает ориентацию, сосредоточивает внимание, как психотерапевта, так и больного.

2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и её жанров. Производится при обследовании больного. Во время обычного клинического обследования обычно задают такие дополнительные вопросы: «Назовите 5 любимых книг. Какие книги произвели на Вас в жизни наибольшее впечатление? Почему? Какие оказали на Вас наибольшее влияние? Какие помогли? Почему? Какие авторы, по Вашему мнению, наиболее на Вас похожи?»

Страницы: 1 2 3

Возрастные особенности детей 9-11 лет
Дети 9-11 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобре ...

Понятие «Субъект общения»
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы лю ...

Высшие психические функции в норме и при патологии
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции . К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия). Память - форма психического отображения действительности, заключающаяся в запоминании, удержании, во ...