Проблема бессознательного » Взгляды Эриха Фромма

Взгляды Эриха Фромма

Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской теории стало учение ведущего теоретика, психоаналитика и социолога Эриха Фромма. Создавая "радикально-гуманистический психоанализ", Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума. В отличие от Фрейд, считавшего, что в основе бессознательного лежат инстинкты (в частности сексуальные побуждения). Фромм, отвергая как миф тезис о "неизменной человеческой природе" утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает "непосредственную инстинктивную основу" и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой. Значительная доля человеческих страстей не может объясняться только инстинктами. Даже если человек удовлетворит голод или жажду или другие биологические потребности, это еще не значит, что "он сам" будут удовлетворен. Ведь в отличие от животных самые существенные, жизненно важные проблемы для него на этом не кончаются, но только начинаются. Дисгармония человеческого существования рождает потребности, далеко превосходящие те, в основе которых лежат инстинкты. Он стремиться то к власти, то к любви, то к разрушению, он рискует собственной жизнью за религиозные, политические, гуманистические идеалы; всеми этими стремлениями и характеризуется смысл и сущность человеческой жизни. Воистину "не хлебом единым жив человек". Фромм считал, что "самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности". Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - это продукт культуры.

Фромм "распахнул" огромное жизненное пространство, на котором человек представляет себя самого не только как обладателя тела, но и духа. Он, обнаружив в человеке огромный космос неповторимого, незаместимого — это мир его страстей. Они трактуются Фроммом не как вожделения, продукт инстинкта, а отражение индивидуальности человеческого характера. Эти мысли Фромм развивал в своих работах "Человек для самого себя", "Искусство любить". Потребности человека, как отмечал Фромм, выходят за рамки животных начал. Кто-то стремиться к успеху и престижу. Кто-то, напротив, вынашивает аскетические идеалы. Иной пытается властвовать, другой — предан деспоту.

Прогресс психоаналитической теории, вместе с прогрессом естественных и социальных наук, привел к новой концепции, которая основывалась не на идее изолированного индивида, а на идее взаимоотношения человека с природой, самим собой и другими людьми. Предполагалось, что именно это взаимоотношение направляет и регулирует энергию, проявляющуюся в эмоциональных побуждениях человека.

Межличностные отношения подростков в группе
В подростковом и юношеском возрасте наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками, в которой преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе, т.е.: уметь познакомиться с понравившимся человеком; свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы зна ...

Стратегия формирования имиджа. Процесс формирования имиджа
Процесс формирования имиджа складывается из следующих этапов: 1) определения стратегии данного вида деятельности, 2) выбора необходимых технологий и 3) реализации конкретных психотехник. Обычно термин «стратегия» используется в сочетании со словом «военная» («Военная стратегия» — основная тема всех статей «Стратегия» в энциклопедиче ...

Невербальные средства общения
Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию: 1)Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка). 2)Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). 3)Взгляд визуально-контактный (направление в ...