Проблема бессознательного » Бессознательное как источник внутреннего конфликта

Бессознательное как источник внутреннего конфликта
Страница 1

Фрейд считал сложную мотивационную структуру личности динамичной и изначально конфликтной. Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений ("Оно") с силой "Я" и "сверх-Я". "Сверх-Я" (социум как враждебное индивиду начало) оказывает давление, а "Я" вооружается своими орудиями самозащиты.

Исходя из внутренней структуры личности, Фрейд сделал вывод о том, что наличие между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в "Оно" стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. "Сверх-Я", в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе.

Согласно теории Фрейда, "Оно" набирает свою изначальную силу, но параллельно с этим развивается и "Я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В данном случае разумом является "супер-эго". Так как инстинкты, или "Оно", служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить "Оно" с какой-либо жидкостью. То есть в строго концентрированном состоянии "Оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому "Я" или "супер-эго" являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии и покой относителен, то следовательно, "Я" и "Оно" изменяются во времени, причем если "Оно" уже определилось, то "Я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является "Я", а внутренним содержанием "Оно" (в этом "Оно" идут разнообразные мелкие процессы). Клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание "Оно". Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "Оно" и контролирующем "Я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы.

Таким образом "Я" становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются "Оно" и "сверх-Я". Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (т.к. это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между "Оно" и "сверх-Я".

Существуют защитные механизмы – внутренние предохранители. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются:

вытеснение (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств),

регрессия (возврат к пройденным стадиям развития),

рационализация (оправдание подсознательных побуждений),

идентификация себя с другим лицом (которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта),

проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов),

сублимация (переключение энергии).

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение "психопатологии обыденной жизни", то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Страницы: 1 2

Типы акцентуаций
По мнению К. Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы: 1. Гипертимный тип . Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное пребы ...

Понимающий аутизм глазами современников
Гендер многопланово просветляет филогенез, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм. Скиннер выдвинул концепцию "оперантного", подкрепляемого научения, в которой психосоматика просветляет когнитивный кризис, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Индивидуальность релевантно притягива ...

Характеристики общения
Общение характеризуется по следующим параметрам: структура общения, уровень общения, функции общения, стороны общения. Структура общения - с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения: 1) сторона коммуникативная - выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать о ...