Информация » Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе » Исследование взаимосвязи личностных качеств и положения подростков в группе. Описание выборки и методов исследования

Исследование взаимосвязи личностных качеств и положения подростков в группе. Описание выборки и методов исследования
Страница 1

Исследование проводилось в гуманитарном классе лицея №41. Выборка состояла из 20 учащихся одиннадцатого класса: 17 девочек и 3 мальчика (16–17 лет).

Для изучения коммуникативных характеристик личности, преобладающих у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус, а также для достижения целей и задач нашего исследования, нами были выбраны следующие методы исследования: социометрический метод Дж. Морено, методика межличностных отношений Т. Лири, а также специально разработанная нами анкета.

Анкетирование позволило нам определить, как подростки раскрывают содержание представлений о различных статусах и ролях в своей группе, какие качества сверстников являются для них предпочитаемыми и значимыми, через какие характеристики они раскрывают содержание таких понятий и статусно-ролевых категорий, как «лидер», «друг», «крутой» и т.п.

В нашем случае анкета состояла из 14 вопросов. Все вопросы условно можно разделить на пары: первый вопрос заключался в том, чтобы охарактеризовать качества личности, присущие «лидеру», «крутому», «надежному человеку», «человеку, с которым не хочется общаться» и т.д.; второй вопрос состоял в том, чтобы выбрать ребят из класса, соответствующих данным характеристикам и понятиям. Таким образом, анкетирование было проведено нами параллельно с социометрическим исследованием.

Характер отношений в конкретном сообществе традиционно выявляется с помощью социометрической процедуры. Используя данную методику, можно получить нередко скрытую от непосредственного наблюдения информацию о характере межличностных отношений в группе. Методика «Социометрия» предложена американским психологом и социологом Дж. Морено. Под социометрией понимается измерение социальных отношений, в самом широком смысле – любое измерение любых социальных отношений. Благодаря социометрии можно узнать внутреннюю структуру общественных групп, которую можно сравнить со строением атома или физиологической структурой клетки. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Ее используют для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а так же для определения места, занимаемого членом группы в соответствующей системе взаимоотношений.

Процедура применения методики социометрии следующая: 1. Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий – основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности – некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы. 2. Исходя из данного критерия, членам группы предлагается высказать друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу. 3. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различных социограмм социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных, эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении, занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и

Страницы: 1 2

Практика применения методики
Тест Д. Кейрси широко применяется в США и др. странах при профориентации и отборе кандидатов. Сегодня этот тест используется во многих крупных компаниях. При помощи этого уникального и серьезного теста можно получить подробное описание индивидуально - психологических особенностей испытуемого, достоверную информацию о его сильных и слабы ...

Качества эмоций: Интенсивность эмоций
Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга. ...

Описание результатов работы.
Проводилось наблюдение за двумя младенцами: мальчик (дата рождения 02.04.08) – первый ребенок в семье; девочка (20.07.08) – второй ребенок в семье. Семья мальчика: папа, мама, тетя, бабушка. Семья девочки: с рождения девочка находилась в Доме малютки, в семью (папа, мама, брат, бабушка) попала в возрасте двух месяцев. Особенности общен ...