



Исследование взаимосвязи личностных качеств и положения подростков в группе. Описание выборки и методов исследованияСтраница 1
Исследование проводилось в гуманитарном классе лицея №41. Выборка состояла из 20 учащихся одиннадцатого класса: 17 девочек и 3 мальчика (16–17 лет).
Для изучения коммуникативных характеристик личности, преобладающих у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус, а также для достижения целей и задач нашего исследования, нами были выбраны следующие методы исследования: социометрический метод Дж. Морено, методика межличностных отношений Т. Лири, а также специально разработанная нами анкета.
Анкетирование позволило нам определить, как подростки раскрывают содержание представлений о различных статусах и ролях в своей группе, какие качества сверстников являются для них предпочитаемыми и значимыми, через какие характеристики они раскрывают содержание таких понятий и статусно-ролевых категорий, как «лидер», «друг», «крутой» и т.п.
В нашем случае анкета состояла из 14 вопросов. Все вопросы условно можно разделить на пары: первый вопрос заключался в том, чтобы охарактеризовать качества личности, присущие «лидеру», «крутому», «надежному человеку», «человеку, с которым не хочется общаться» и т.д.; второй вопрос состоял в том, чтобы выбрать ребят из класса, соответствующих данным характеристикам и понятиям. Таким образом, анкетирование было проведено нами параллельно с социометрическим исследованием.
Характер отношений в конкретном сообществе традиционно выявляется с помощью социометрической процедуры. Используя данную методику, можно получить нередко скрытую от непосредственного наблюдения информацию о характере межличностных отношений в группе. Методика «Социометрия» предложена американским психологом и социологом Дж. Морено. Под социометрией понимается измерение социальных отношений, в самом широком смысле – любое измерение любых социальных отношений. Благодаря социометрии можно узнать внутреннюю структуру общественных групп, которую можно сравнить со строением атома или физиологической структурой клетки. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Ее используют для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а так же для определения места, занимаемого членом группы в соответствующей системе взаимоотношений.
Процедура применения методики социометрии следующая: 1. Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий – основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности – некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы. 2. Исходя из данного критерия, членам группы предлагается высказать друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу. 3. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различных социограмм социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных, эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении, занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и
Свойства эмоций и чувств
1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает см ...
Индивидуальность и её проявление
Понятие индивидуальности в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни психической организации.
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных с ...
Эмоциональный стресс
По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему. После соответствующей обработки раздражителя реакция ответа идет двумя путями. Один иде ...
