Исследование взаимосвязи личностных качеств и положения подростков в группе. Описание выборки и методов исследованияСтраница 1
Исследование проводилось в гуманитарном классе лицея №41. Выборка состояла из 20 учащихся одиннадцатого класса: 17 девочек и 3 мальчика (16–17 лет).
Для изучения коммуникативных характеристик личности, преобладающих у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус, а также для достижения целей и задач нашего исследования, нами были выбраны следующие методы исследования: социометрический метод Дж. Морено, методика межличностных отношений Т. Лири, а также специально разработанная нами анкета.
Анкетирование позволило нам определить, как подростки раскрывают содержание представлений о различных статусах и ролях в своей группе, какие качества сверстников являются для них предпочитаемыми и значимыми, через какие характеристики они раскрывают содержание таких понятий и статусно-ролевых категорий, как «лидер», «друг», «крутой» и т.п.
В нашем случае анкета состояла из 14 вопросов. Все вопросы условно можно разделить на пары: первый вопрос заключался в том, чтобы охарактеризовать качества личности, присущие «лидеру», «крутому», «надежному человеку», «человеку, с которым не хочется общаться» и т.д.; второй вопрос состоял в том, чтобы выбрать ребят из класса, соответствующих данным характеристикам и понятиям. Таким образом, анкетирование было проведено нами параллельно с социометрическим исследованием.
Характер отношений в конкретном сообществе традиционно выявляется с помощью социометрической процедуры. Используя данную методику, можно получить нередко скрытую от непосредственного наблюдения информацию о характере межличностных отношений в группе. Методика «Социометрия» предложена американским психологом и социологом Дж. Морено. Под социометрией понимается измерение социальных отношений, в самом широком смысле – любое измерение любых социальных отношений. Благодаря социометрии можно узнать внутреннюю структуру общественных групп, которую можно сравнить со строением атома или физиологической структурой клетки. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Ее используют для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а так же для определения места, занимаемого членом группы в соответствующей системе взаимоотношений.
Процедура применения методики социометрии следующая: 1. Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий – основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности – некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы. 2. Исходя из данного критерия, членам группы предлагается высказать друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу. 3. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различных социограмм социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных, эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении, занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и
Переговоры на основе интересов
Альтернативой позиционному торгу является стратегия ведения переговоров на основе интересов. В отличие от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения сторон, переговоры на основе интересов являются реализацией партнерского подхода. Эта стратегия предполагает взаимное стремление участников конфликта к позит ...
Ассоциации
Все представления, содержащиеся в памяти, существуют обычно не сами по себе, а группируются в определенные совокупности — ассоциации. Ассоциация — это связь, сочетание определенных представлений между собой. Ассоциация между представлениями или любыми другими психическими содержаниями образуется всегда, когда они возникают в сознании ...
Теоретическая часть. Проблема психической нормы и
патологии
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь
.
Типичными признаками здоровья
считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособля ...