В подростковом возрасте происходит формирование личности как члена общества; целостного взгляда на мир, общество и человека; освоение различных социальных ролей (общественных, профессиональных, семейно-бытовых). Группа сверстников играет ведущую роль в процессе социализации подростков, так как отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Ученическая группа представляет возможность построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая понять себя, свое предназначение, позволяет испытать чувство риска и попробовать свои силы в ситуации соревнования. Под воздействием референтной группы сверстников складываются правила поведения подростков. В этом возрасте большое внимание уделяется стилю, особенностям поведения, а также внешности.

Для подростка важно не просто общаться со сверстниками, быть вместе с ними, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения взрослеющих детей.

Возникающие в жизни подростка трудности во взаимоотношениях с окружающими, тормозят этот позитивный процесс, смещают приоритеты, деформируют ценностную шкалу подростка. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.

Знание особенностей процесса формирования статусно-ролевых отношений в ученической группе – своеобразный компас учителя. Обладая информацией о мнениях и установках учеников, учитель может координировать свою деятельность, сверять результаты с целями образования и воспитания.

В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. Были выявлены эти качества – привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др.

Поэтому, нами были поставлена следующая цель

: выявить влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. выяснить, какие качества личности выбираются современными подростками, через какие характеристики они раскрывают для себя такие понятия и статусно-ролевые категории как «лидер», «друг», «крутой» и т.п.

2. выяснить какие типы взаимоотношений (по Т. Лири) преобладают у подростков с разными социометрическими статусами.

Объектом

исследования являются старшеклассники 16–17 лет – учащиеся лицея №41.

Предмет

– коммуникативные характеристики личности, преобладающие у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус.

Гипотеза

: у высокостатусных подростков (по Т. Лири) чаще преобладают доминирующе-агрессивные черты (организатор, руководитель, советчик, наставник, уверенный, независимый и др.), их поведение в целом характеризуется как адаптивное; у низкостатусных – преобладают подчиненно – зависимые черты (обидчивость, недоверчивость, потребность в помощи со стороны окружающих, критичность и др.)

Методы исследования

: анализ научной психолого-педагогической литературы, включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрия, беседа.