В подростковом возрасте происходит формирование личности как члена общества; целостного взгляда на мир, общество и человека; освоение различных социальных ролей (общественных, профессиональных, семейно-бытовых). Группа сверстников играет ведущую роль в процессе социализации подростков, так как отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Ученическая группа представляет возможность построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая понять себя, свое предназначение, позволяет испытать чувство риска и попробовать свои силы в ситуации соревнования. Под воздействием референтной группы сверстников складываются правила поведения подростков. В этом возрасте большое внимание уделяется стилю, особенностям поведения, а также внешности.

Для подростка важно не просто общаться со сверстниками, быть вместе с ними, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения взрослеющих детей.

Возникающие в жизни подростка трудности во взаимоотношениях с окружающими, тормозят этот позитивный процесс, смещают приоритеты, деформируют ценностную шкалу подростка. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.

Знание особенностей процесса формирования статусно-ролевых отношений в ученической группе – своеобразный компас учителя. Обладая информацией о мнениях и установках учеников, учитель может координировать свою деятельность, сверять результаты с целями образования и воспитания.

В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. Были выявлены эти качества – привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др.

Поэтому, нами были поставлена следующая цель

: выявить влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. выяснить, какие качества личности выбираются современными подростками, через какие характеристики они раскрывают для себя такие понятия и статусно-ролевые категории как «лидер», «друг», «крутой» и т.п.

2. выяснить какие типы взаимоотношений (по Т. Лири) преобладают у подростков с разными социометрическими статусами.

Объектом

исследования являются старшеклассники 16–17 лет – учащиеся лицея №41.

Предмет

– коммуникативные характеристики личности, преобладающие у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус.

Гипотеза

: у высокостатусных подростков (по Т. Лири) чаще преобладают доминирующе-агрессивные черты (организатор, руководитель, советчик, наставник, уверенный, независимый и др.), их поведение в целом характеризуется как адаптивное; у низкостатусных – преобладают подчиненно – зависимые черты (обидчивость, недоверчивость, потребность в помощи со стороны окружающих, критичность и др.)

Методы исследования

: анализ научной психолого-педагогической литературы, включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрия, беседа.

Результаты
Психотических диагнозов в обследованной выборке установлено не было. У 20 (из 121) обследуемых (16.53%) было диагностировано полное текущее ПТСР. 13 чел. (10.74%) имели частичное текущее ПТСР (для постановки полного диагноза не хватало 1 симптома). У остальных 88 чел. (7–2.73%) при обследовании или совсем не было установлено наличия сим ...

Особенности ведения переговоров с партнерами из Америки
Американцы характеризуются крайней прагматичностью. Они достаточно сильны, чтобы обладать уверенной позицией на переговорах. Они не делают ничего, что не приносит им выгоды, не склонны делать "лишнюю" работу. Торг с американцами не только возможен, но и нужен, поскольку они сами не только могут, но и любят торговаться. Для н ...

Технологии формирования имиджа
В организационном плане процесс формирования имиджа начинается с решения следующей организационной задачи — определения конкретной аудитории имиджа (группы людей, именуемых аудиторией имиджа), у которой необходимо формировать имидж — нужное мнение о данном объекте (политике, товаре .). Очевидно, что определение аудитории имиджа зависит ...