Самовоспитание
Страница 7

Развитие потребностно-мотивационной сферы в области формирования творческой личности учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Старшеклассники начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.

Что для подростка искусство? Прежде всего, искусство - исключительное средство самовыражения: оно способствует таким образом самоутверждению и пробуждению индивидуального мышления. Оно также согласуется с доминирующей ролью воображения. К тому же эстетическое созерцание - один из видов бескорыстно деятельности, которая любима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как опирается на одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивиду подняться «над собой» и открывает ему некий абсолют.

Подростки ценят красоту не только тела, произведений искусства или природы, но находят ее и в тех областях, которым взрослые в ней отказывают, например, в знаниях или движениях. Бесспорно, что красивый жест или стройность доказательства никогда не оставляют молодого человека равнодушным. Молодежь не представляет себе ни морали, ни истины вне эстетики.

Примат художественных ценностей, как представляется, соответствует определенному моменту онтогенеза. Следы его можно заметить даже у самых прозаичных натур. В случае же его гипертрофированности, он порождает менталитет эстета или сноба. Однако если реальные способности подкрепляют осознание прекрасного и стимулируют новый взрыв творческого начала, которое бурлило уже у ребенка, расцветают юношеские произведения, которые, не достигая полноты шедевра, позволяют художнику открыть основные темы своего вдохновения через идеализированное отображения его «я».

Зачатки самовоспитания присутствуют у детей уже в дошкольном возрасте. В этот период ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.

В юношеском возрасте, когда личностные качества человека в значительной степени сформированы, самовоспитание становится более осознанным. К тому же в процессе выработки профессионального самоопределения у юношей и девушек ярко выражена потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению, группе.

Есть мнение, что содержание самовоспитания формируется в результате предшествующего опыта воспитания личности в целом.

Этапы самовоспитания

Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов.

1. Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Теории интеллекта
Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались на выявление механизмов интеллектуальной активности. Остановимся лишь на некоторых из них. В первую очеред ...

Методологический страх: предпосылки и развитие
Кризис, на первый взгляд, неустойчив. Коллективное бессознательное кумулятивно. Восприятие выбирает филосовский страх, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Особую ценность, на наш взгляд, представляет перцепция просветляет сублимированный автоматизм, что лишний раз подтверждает правоту З.Фрейда. Мы ...

Психология мыслительного процесса и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недо ...