Таким образом, мы видим, что «непосредственное отражение своих состояний», «переживание отношения», « выражение отношения»-это все характеристики эмоций.

Эмоции возникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого все живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей. К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Эмоции могут вызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Эмоции могут быть сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия.

Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, т.е. выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Эмоции следуют за актуализацией мотива. Чувства носят предметный характер и связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Человек может испытывать разного рода чувства- моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные.

Познавая действительность, люди, так или иначе, относятся к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим лицам, к своей личности. Радость, печаль, гнев, восхищение, возмущение и другие - все это различные виды субъективного отношения людей к действительности, переживание ими того, что на них воздействует. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе к совершению противоправных действий насильственного характера.

Регуляцию эмоциональным состоянием человека и его поведением в целом осуществляет воля. Волевые действия, закрепляясь в процессе регулярного выполнения, формируются в разнообразные волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительности, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность и др.

[1] Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003.-С.3

[2] Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990.-С.461

[3] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие.-Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- С.233

[4] Каменская Е.Н. Основы психологии.Курс лекций.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- с.66

[5] Немов Р.С. Психология: Учебник.: В з кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- С.436

[6] Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций// Психология эмоций. -С.9

[7] Анохин П.К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики// Биологические аспекты кибернетики /Гл. ред. А.М. Кузин.М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 74-91 14

[8] Рубинштейн С.Л, Человек и мир. М., 1976

Заключение.
Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии человеческого развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной открывает новые возможности для развития другой. Существует ...

Преодоление застенчивости
Застенчивость состоит из трех компонентов: - Чрезмерное самосознание - Вы слишком часто думаете о себе, особенно в социальных ситуациях. - Чрезмерно отрицательная самооценка - Вы имеете тенденцию видеть себя только с отрицательной стороны. - Чрезмерно отрицательная самоозабоченность - Вы обращаете слишком много внимания на все дей ...

Формирование и развитие памяти
П.П. Блонским (1935) сформулирована генетическая (стадиальная) теория развития памяти. По его мнению, различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются разными ступенями ее развития в филогенезе: двигательная, эмоциональная (аффективная), образная и вербальная (логическая). В истории развития челове­чества эти виды па ...