Информация » Коррекция речи детей » Нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи

дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения,

дисграфия ( аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Эта классификация строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при различных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с максимальным учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Принцип системного подхода, основывающийся на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) её стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребёнка.

НАРУШЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ (компонентов речи):

Фонетико-фонематтческое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

Общее недоразвитие речи (нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет речевые расстройства ,тоесть те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Фонематический слух формируется у ребёнка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. При восприятии речи ребёнок сталкивается с многообразием звучаний в её потоке . Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребёнок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.

В случае, если у ребёнка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикулярная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.

В других случаях у ребёнка оказываются сформированными все артикулярные позиции, но нет умения правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические или фонематические дефекты, при которых нарушена система языка. При нарушении речевого слуха у ребёнка возникает нарушение звукопроизношения. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному воспроизведению слова(гора – «кора», жук – «щук», рыба – «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Исследование взаимосвязи личностных качеств и положения подростков в группе. Описание выборки и методов исследования
Исследование проводилось в гуманитарном классе лицея №41. Выборка состояла из 20 учащихся одиннадцатого класса: 17 девочек и 3 мальчика (16–17 лет). Для изучения коммуникативных характеристик личности, преобладающих у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус, а также для достижения целей и задач нашего исследования, нам ...

Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является ...

Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Динамическая структура состояния психологической готовности к поступлению в ВУЗ - это целостное образование, включающее в себя р ...