Памятью

называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

· Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

· Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

· Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

· Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

1. Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

2. Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

2.1. по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

· непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

· произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

2.2. по степени осмысленности:

· механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

· смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

2.3. в зависимости от установки:

· кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

· оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

· долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

2.4. по материалу, сохраняемому памятью:

· когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

· эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

· личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

2.5. по модальности:

· словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

· образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

Изучение мотивации и мотивов человека. Методы изучения мотивации и мотивов
Выполнение задач, стоящих перед психологической наукой, в известной мере зависит от того, насколько успешным будет изучение различных сторон человеческой активности, закономерностей ее изменения и возможностей регулирования в нужном направлении. Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими ...

Теории внимания.
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания: 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на д ...

Самовоспитание
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться ...