



Переговорный процесс как элемент теории дипломатии. Подготовка и ведение
переговоров в условиях личного контакта с преступником.Страница 2
Следует также отметить, что при переговорах «лицом к лицу» наиболее желательно использование личностно значимых для преступника граждан
(безусловно, под строгим контролем органов внутренних дел). Ими могут быть родственники, учителя, соседи, сотрудники органов внутренних дел, соприкасавшиеся когда-либо с преступником (чаще всего — следователи, сотрудники уголовного розыска), просто друзья и др.
При организации переговорного процесса в условиях личного контакта с преступником(ами) оптимальным считается ведение диалога один на один
, однако, если ситуация не позволяет этого, желательно добиваться того, чтобы в переговорах участвовало равное количество человек как с одной, так и с другой стороны
. При этом нужно стремиться к тому, чтобы собственно разговоры велись только между одним переговорщиком и одним преступником.
Не менее важно расположение переговорщиков
в пространстве, особенно, если в переговорах участвует более 1 человека с каждой стороны.
Человек, непосредственно ведущий переговоры, должен быть чуть выдвинут вперед по отношению к своему товарищу, тем самым подчеркивается его роль в этом процессе, расстояние между партнерами должно быть не больше, чем вытянутая рука, но не ближе, чем граница зоны эмоциональной вовлеченности. Взаимоотношения между переговорщиками должны характеризоваться как равные, т.к. в обязанности второго участника входит контроль и коррекция эмоционального состояния первого участника в ходе переговоров, которые второй осуществляет, как правило, прикосновением к партнеру рукой (т.к. слова, произнесенные неведущими переговорщиками, могут нарушить диалог). Необходимо указать, что к обязанностям второго переговорщика относится также наблюдение за общим поведением преступников.
Следует отметить, что между людьми, непосредственно ведущими диалог, образуется так называемая зона эмоциональной вовлеченности
(ЗЭВ), границы которой определяются вполне реальными вещами — громкость голоса, тембр, четкое изложение своей мысли, мимика лица, выразительность жестов, эмоциональность речи и т.п. Естественно, что основное направление воздействия ЗЭВ говорящего человека располагается перед ним, меньше - сбоку от него и еще меньше — позади. Вероятность эмоционального заражения другого человека, попавшего в ЗЭВ, говорящего в острой стрессовой ситуации, и, как следствие, снижения способности рационально мыслить и действовать - достаточно велика. Этим собственно и обусловлено место расположения и обязанности второго переговорщика, а также одно из правил безопасного поведения в ходе переговоров: «Не подставляй спину!» (с прерыванием контакта глаз может исчезнуть и значимость достигнутых договоренностей).
Важным является вопрос о личном оружии переговорщика
. Зарубежные исследователи проблем переговорной деятельности отмечают, что оружие у переговорщика может быть, однако ему категорически запрещается его применять, иначе сам институт переговорщиков как таковой, базирующийся на психологическом контакте (т. е. доверии, сопереживании, взаимодействии), просто рухнет. Однако определенные меры предосторожности должны быть предприняты, например, организация снайперского прикрытия, путей отхода или ухода с места переговоров, запрещение переговорщику использовать жесты или позы, которые могут быть истолкованы, как подготовка к нападению. Кроме того, сам переговорщик не должен приступать к переговорам, когда преступник сильно возбужден (необходимо постараться его успокоить), или оружие преступника направлено на переговорщика (нужно попросить опустить его).
Психотехники формирования имиджа
В данном контексте психотехники определяются как некие правила применения достаточно узкой группы технических приемов воздействия, как правило, достаточно низкого уровня обобщения, на психику людей. «Такая-то конкретная психотехника» — это конкретное правило использования такой-то небольшой группы приемов. А термин «небольшой» показывае ...
Понятие субъект труда
В понятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала [2, с. 159].
Активность психического отображени ...
Дефекты социального контроля.
В интересах развития общество контролирует процесс восприятия социального опыта каждой личностью, соблюдения ею моральных и правовых норм поведения. Работники ОВД, особенно осуществляющие работу по профилактике преступлений, выполняющие функцию специального контроля, обязаны предупреждать формирование дефектов в поведении личности, а ес ...
