



Диагностические признаки постстрессовых
психоэмоциональных состоянийСтраница 1
Детальное изучение последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств позволило выделить и описать не только категорию посттравматических, но и острых стрессовых расстройств как специфических форм нарушения психики. Несмотря на то, что споры о природе этих нарушений, о целесообразности их выделения в отдельную категорию далеко не завершены, описательная часть концепции может служить неплохой рабочей гипотезой для психолога, а критерии диагностики - хорошим подспорьем при выявлении подобных нарушений. Рассмотрим эти критерии более подробно, опираясь на 4-е издание руководства по диагностике психических расстройств DSM-4.
Посттравматическое стрессовое расстройство |
Острое стрессовое расстройство | ||||
А 1 2 |
Индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта: Индивид пережил или стал очевидцем, столкнулся с событием (событиями), связанными со смертью или угрозой смерти или серьезного ранения – угрозой физической целостности, своей или других людей. Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса. |
А 1 2 |
Индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта: Индивид пережил или стал очевидцем, столкнулся с событием (событиями), связанными со смертью или угрозой смерти или серьезного ранения – угрозой физической целостности, своей или других людей. Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса. | ||
В 1 2 3 4 5 |
Травматическое событие упорно переживается вновь одним из следующих способов: Вторгающимися неприятными воспоминаниями, включающими образы, мысли или восприятия. Возвращающимися неприятными сновидениями о событии. Действиями или чувствами «как если бы травматическое событие присутствовало вновь» (ощущение ожившего опыта, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные флэш-бэки, включая те, которые возникают в просоночном состоянии или в период интоксикации). Выраженный психологический дистресс под воздействием внешних или внутренних стимулов, символизирующих или напоминающих о каком-либо аспекте травмирующего события («ключевые раздражители»). Физиологические реакции на такие стимулы. |
В 1 2 3 4 5 |
Либо в период травмы, либо после нее у индивида наблюдались три диссоциативных симптома: Субъективное ощущение эмоциональной зависимости, «притупления» или отсутствия эмоционального реагирования. Сужение сознания об окружающем («спутанност») Дереализация. Деперсонализация. Диссоциативная амнезия (неспособность вспомнить важный аспект события) | ||
С 1 2 3 4 5 6 7 |
Упорное избегание стимулов, ассоциированных с травмой, и уменьшение общей реактивности организма (отсутствовавшее до травмы), проявляющееся в трех из следующих признаках: Попытки избегать мыслей, чувств или разговоров о травме. Попытках избегать деятельности, мест или людей, вызывающих воспоминание о травме. Неспособности вспомнить какой-либо важный аспект травмирующего события. Заметном снижении интереса и участия в значимых видах деятельности. Ощущение зависимости или отчужденности от людей. Сужении аффекта (например, неспособность испытывать любовь). Чувство сокращения, отсутствия будущего (отсутствие ожидания нормального жизненного цикла – карьеры, супружества и т.п. |
С 1 2 3 4 5 |
Травматическое событие упорно переживается вновь одним из следующих способов: Вторгающимися неприятными воспоминаниями, включающими образы, мысли или восприятия. Возвращающимися неприятными сновидениями о событии. Действиями или чувствами «как если бы травматическое событие присутствовало вновь» (ощущение ожившего опыта, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные флэш-бэки, включая те, которые возникают в просоночном состоянии или в период интоксикации). Выраженным психологическим дистрессом под воздействием внутренних или внешних стимулов, символизирующих или напоминающих о каком-либо аспекте травмирующего события («ключевые раздражители»). Физиологические реакции на такие стимулы | ||
D 1 2 3 4 5 |
Устойчивые симптомы физиологической (гипер-) активации (не присутствовавшие до травмы), выражающиеся в трех следующих явлениях: Трудности засыпания (бессоница). Раздражительности, вспышках гнева. Трудности концентрации. Повышенной бдительности. Повышенной готовности к «реакции бегства». |
D 1 2 |
Упорное избегание стимулов, ассоциированных с травмой, и уменьшение общей реактивности организма (отсутствовавшее до травмы), проявляющееся в двух из следующих признаках: Попытках избегать мыслей, чувств или разговоров о травме. Попытках избегать деятельности, мест или людей, вызывающих воспоминания о травме | ||
Е |
Длительность расстройства (наличие критериев B,C,D) не менее 1 месяца. |
Е 1 2 3 4 5 6 |
Устойчивые симптомы физиологической (гипер-) активации (не присутствовавшие до травмы), выражающиеся в двух следующих явлениях: Трудности засыпания (бессоница). Раздражительности, вспышках гнева. Трудности концентрации. Повышенной бдительности. Повышенной готовности к «реакции бегства». Отсутствие физической усталости, потребности в отдыхе. | ||
F |
Расстройство обуславливает клинически значимый дистресс или нарушает социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. |
F |
Расстройство обуславливает клинически значимый дистресс или нарушает способность индивида к получению необходимой помощи, сообщению членам семьи о пережитой травме. | ||
G |
Расстройство продолжается от 2 дней до 4 недель и возникает в течение 1 месяца. | ||||
H |
Расстройство не связано с прямым действием физиологически активных (наркотических, лекарственных) или общесоматическим состоянием организма, не подходит под определение короткого психотического расстройства и не является просто экзацербацией имеющегося психического заболевания. | ||||
Понятие самосозидания и самостроительства и препятствия на их пути
Созидание — высокое значение слова, означающее создавать через творческие усилия.
Самосозидание — творческие усилия, направленные человеком на самого себя. Самосозидание требует способностей к рефлексии на самого себя, на других, а также на те значимые для саморазвития человека сущности Великого поля общественного сознания, которые мог ...
Природа и социально-психологическая сущность насилия
Насилие – это сложный и многоаспектный феномен. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими науками.
В понимании феномена насилия есть два крайних подхода – широкий и узкий, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
В широком смысле под насилием понимается подавление ...
Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со
взрослыми в младенческом возрасте.
Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изн ...
