Информация » Психологические последствия воздействия на человека различных чрезвычайных обстоятельств » Диагностические признаки постстрессовых психоэмоциональных состояний

Диагностические признаки постстрессовых психоэмоциональных состояний
Страница 1

Детальное изучение последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств позволило выделить и описать не только категорию посттравматических, но и острых стрессовых расстройств как специфических форм нарушения психики. Несмотря на то, что споры о природе этих нарушений, о целесообразности их выделения в отдельную категорию далеко не завершены, описательная часть концепции может служить неплохой рабочей гипотезой для психолога, а критерии диагностики - хорошим подспорьем при выявлении подобных нарушений. Рассмотрим эти критерии более подробно, опираясь на 4-е издание руководства по диагностике психических расстройств DSM-4.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Острое стрессовое

расстройство

А

1

2

Индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта:

Индивид пережил или стал очевидцем, столкнулся с событием (событиями), связанными со смертью или угрозой смерти или серьезного ранения – угрозой физической целостности, своей или других людей.

Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса.

А

1

2

Индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта:

Индивид пережил или стал очевидцем, столкнулся с событием (событиями), связанными со смертью или угрозой смерти или серьезного ранения – угрозой физической целостности, своей или других людей.

Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса.

В

1

2

3

4

5

Травматическое событие упорно переживается вновь одним из следующих способов:

Вторгающимися неприятными воспоминаниями, включающими образы, мысли или восприятия.

Возвращающимися неприятными сновидениями о событии.

Действиями или чувствами «как если бы травматическое событие присутствовало вновь» (ощущение ожившего опыта, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные флэш-бэки, включая те, которые возникают в просоночном состоянии или в период интоксикации).

Выраженный психологический дистресс под воздействием внешних или внутренних стимулов, символизирующих или напоминающих о каком-либо аспекте травмирующего события («ключевые раздражители»).

Физиологические реакции на такие стимулы.

В

1

2

3

4

5

Либо в период травмы, либо после нее у индивида наблюдались три диссоциативных симптома:

Субъективное ощущение эмоциональной зависимости, «притупления» или отсутствия эмоционального реагирования.

Сужение сознания об окружающем («спутанност»)

Дереализация.

Деперсонализация.

Диссоциативная амнезия (неспособность вспомнить важный аспект события)

С

1

2

3

4

5

6

7

Упорное избегание стимулов, ассоциированных с травмой, и уменьшение общей реактивности организма (отсутствовавшее до травмы), проявляющееся в трех из следующих признаках:

Попытки избегать мыслей, чувств или разговоров о травме.

Попытках избегать деятельности, мест или людей, вызывающих воспоминание о травме.

Неспособности вспомнить какой-либо важный аспект травмирующего события.

Заметном снижении интереса и участия в значимых видах деятельности.

Ощущение зависимости или отчужденности от людей.

Сужении аффекта (например, неспособность испытывать любовь).

Чувство сокращения, отсутствия будущего (отсутствие ожидания нормального жизненного цикла – карьеры, супружества и т.п.

С

1

2

3

4

5

Травматическое событие упорно переживается вновь одним из следующих способов:

Вторгающимися неприятными воспоминаниями, включающими образы, мысли или восприятия.

Возвращающимися неприятными сновидениями о событии.

Действиями или чувствами «как если бы травматическое событие присутствовало вновь» (ощущение ожившего опыта, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные флэш-бэки, включая те, которые возникают в просоночном состоянии или в период интоксикации).

Выраженным психологическим дистрессом под воздействием внутренних или внешних стимулов, символизирующих или напоминающих о каком-либо аспекте травмирующего события («ключевые раздражители»).

Физиологические реакции на такие стимулы

D

1

2

3

4

5

Устойчивые симптомы физиологической (гипер-) активации (не присутствовавшие до травмы), выражающиеся в трех следующих явлениях:

Трудности засыпания (бессоница).

Раздражительности, вспышках гнева.

Трудности концентрации.

Повышенной бдительности.

Повышенной готовности к «реакции бегства».

D

1

2

Упорное избегание стимулов, ассоциированных с травмой, и уменьшение общей реактивности организма (отсутствовавшее до травмы), проявляющееся в двух из следующих признаках:

Попытках избегать мыслей, чувств или разговоров о травме.

Попытках избегать деятельности, мест или людей, вызывающих воспоминания о травме

Е

Длительность расстройства (наличие критериев B,C,D) не менее 1 месяца.

Е

1

2

3

4

5

6

Устойчивые симптомы физиологической (гипер-) активации (не присутствовавшие до травмы), выражающиеся в двух следующих явлениях:

Трудности засыпания (бессоница).

Раздражительности, вспышках гнева.

Трудности концентрации.

Повышенной бдительности.

Повышенной готовности к «реакции бегства».

Отсутствие физической усталости, потребности в отдыхе.

F

Расстройство обуславливает клинически значимый дистресс или нарушает социальную, профессиональную или иную значимую деятельность.

F

Расстройство обуславливает клинически значимый дистресс или нарушает способность индивида к получению необходимой помощи, сообщению членам семьи о пережитой травме.

G

Расстройство продолжается от 2 дней до 4 недель и возникает в течение 1 месяца.

 

H

Расстройство не связано с прямым действием физиологически активных (наркотических, лекарственных) или общесоматическим состоянием организма, не подходит под определение короткого психотического расстройства и не является просто экзацербацией имеющегося психического заболевания.

Страницы: 1 2 3

Заключение.
Психология, которая является чем – то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей все силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию р ...

Понятие «стресс»
В современной литературе термином "стресс" обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Сам автор концепции стресса Ганс Селье выделяет "стресс" от "дистресса&qu ...

Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики
Профессиональная жизнь современного человека полна неожиданностей и изменений, и многие из тех кто последовал рекомендациям профконсультантов, оказываются неспособными преодолеть трудные жизненные ситуации, возникающие на их профессиональном пути. Современная проблема профориентации в юношеском возрасте в том, что формирующийся в стран ...