Физиологические основы, внешние проявления,
характеристика и классификация психоэмоциональных состоянийСтраница 3
Все состояния психоэмоционального характера группируют по разным основаниям. По соответствию основным состояниям высшей нервной деятельности можно различать оптимальное, возбужденное и депрессивное состояние. Например "нормальное бодрое состояние" с равновесием между процессами возбуждения и торможения может быть положено в основу оптимального психоэмоционального состояния, при котором деятельность человека активна и наиболее продуктивна.
В настоящее время принято различать состояния:
Активное и пассивное;
Творческое и репродуктивное;
Парциальное и общее состояние;
Состояния, вызываемые избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке головного мозга (активность подкорки и приторможенность коры порождает истерическое состояние, и, наоборот, торможение подкорки при возбуждении коры - астеническое и т.п.).
По чисто психологическому признаку психоэмоциональные состояния классифицируются на интеллектуальные, волевые и комбинированные.
В зависимости от рода занятий личности состояния делят на состояния в боевой, учебной, трудовой, спортивной и других видах деятельности.
По роли в структуре личности состояния могут быть ситуативными, личностными и групповыми. Ситуативные состояния выражают особенности ситуации, вызвавшей у человека нехарактерные для его психической деятельности реакции. Личностными и коллективными (у ряда авторов - групповыми) являются состояния, типичные, присущие данному конкретному человеку или же коллективу.
По глубине переживаний различают - глубокие и поверхностные. Например, страсть более глубокое состояние, чем настроение.
По характеру влияния на личность, коллектив состояния делят на положительные и отрицательные. Отрицательно действующие на человека и коллектив состояния нередко бывают причиной возникновения психологического барьера между сотрудником милиции и лицом, нарушившим определенные нормы права, в отношении которого проводится воспитательно-разъяснительная работа. В таком случае воспитательные меры оказываются малоэффективными или вообще безрезультатными. В то же время состояния, положительно влияющие на психическую деятельность, повышают эффект воздействия.
По длительности протекания состояния бывают продолжительными и кратковременными. Тоска сотрудников, выезжающих в длительные служебные командировки, по дому может охватывать период до нескольких недель, пока они не привыкнут к новым условиям. Состояние ожидания увольнения в запас у военнослужащих срочной службы возникает за несколько месяцев до конца срока службы.
По степени осознанности состояния могут быть более или менее осознанными.
Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон
личности ребенка дошкольника. Развитие личности
Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не степень обаяния и не способность убеждать, какой обладает тот или иной человек. Они используют этот термин для определения образа мышления, чувств поступков, характерных для данного индивидуума. В этом смысле естественно, каждый человек имеет свои особенности, которые являются закономер ...
Переговорный процесс как элемент теории дипломатии. Подготовка и ведение
переговоров в условиях личного контакта с преступником.
Одним из видов вынужденного контакта сотрудника ОВД с преступниками являются переговоры. Организация и ведение переговоров - это сложнейшая психологически насыщенная деятельность ОВД. Основной причиной необходимости ведения переговоров с лицами, захватившими людей, является то, что это — по сути, единственная гарантия жизни заложнико ...
Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой- либо одной функции или способности. Солье, например, считал, что «…главной причиной умственной отст ...