История изучения психологических последствий воздействия на человека различных чрезвычайных обстоятельств насчитывает не одно десятилетие. Этой темы так или иначе касались известные психологи и психиатры У. Джеймс, П. Жане, З. Фрейд, В. Франкл. Психоэмоциональные состояния, развивающиеся у личности, побывавшей в экстремальной ситуации, изучаются и в отечественной науке в рамках экстремальной психологии и отрасли психиатрии, занимающейся проблемами психогений. Однако большинство публикаций по данной проблеме тематически разрознены, а работ, посвященных психоэмоциональному состоянию сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях - единицы.

Цель данной работы состоит в том, чтобы опираясь на общепсихологические характеристики и реальные наблюдения за сотрудниками рассмотреть влияние экстремальных ситуаций на психоэмоциональную сферу личности работника правоохранительных органов; проанализировать ряд диагностических методик, наиболее полно дающих характеристику постстрессовых состояний.

Актуальность темы продиктована реальным состоянием дел в подразделениях силовых структур власти, принимающих участие в экстремальных ситуациях (ведение боевых действий, ликвидация массовых беспорядков, захват заложников, нейтрализация вооруженных преступников, иные усиленные варианты несения службы). Учитывая то, что развитие психологической помощи сотрудникам, перенесшим состояния дистресса, связанного со служебной деятельностью, как никогда злободневно, потому что экстремальные условия работы, с которыми нередко приходится сталкиваться работникам органов внутренних дел, с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника, отражающемся на всей профессиональной деятельности как сотрудника, так и подразделения в целом.

Проблема медико-психологических и психосоциальных последствий воздействия на психику человека экстремальных переживаний военного времени или других событий катастрофического характера изучаются достаточно длительное время. В последние годы интерес к данной проблеме среди отечественных исследователей актуализировался в связи с осознанием гуманистического аспекта участников вооруженных конфликтов, то есть приложением общечеловеческих ценностей к жизни, физическому и психическому здоровью военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, задействованных в этих событиях. Отечественные авторы указывают на то, что структура возникающих при этом психических нарушений сдвинулась в сторону острых психологических стрессовых реакций, которые можно рассматривать как личностные декомпенсации при значительном уменьшении реактивных психозов.

Внимание к проблеме боевого психического стресса возросло также и в связи с тем, что в последнее десятилетие увеличилось число локальных вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР.

Эмоции и аффекты
Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляю ...

Учебная мотивация
В процессе формирования у младших школьников потребности в усвоении теоретических знаний (т.е. потребности в учебной деятельности) она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий побуждают школьников, прежде всего к овладению способами построения теоретических знаний. ...

Психология как наука
При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина "психология". «Своим названием и первым определением психология обязана ...