Неполные семьи и несчастные детиСтраница 1
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление.
Дети, лишившиеся одного или обоих родителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями.
Смерть или уход из семьи матери вызывает кризис доверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги.
Но без уравновешивающего влияния отца, без его общения с ребенком, роль матери гипертрофируется. Ее влияние на психическое развитие ребенка становится непомерно большим, ребенок не видит другого варианта поведения, у него нет выбора при общении. Самое главное – мужчина вводит ребенка в общество. Профессия отца является основой экономического и социального статуса семьи.
Дети разведенных родителей находятся в более благоприятной социально – психологической ситуации. Однако они чаще оказываются нелюдимыми, боязливыми; они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны и недисциплинированны. [3;154]
В отличие от семьи, ставшей неполной в результате развода супругов, осиротевшая семья очень часто использует образ умершего родителя в воспитательных целях. Главное внимание при этом обращается на то, чтобы ребенок мог сохранить память о нем. Это побуждает в детях настойчивое желание быть достойными их, похожими на того, кто ушел из жизни.
Одна из разновидностей неполной семьи – внебрачная семья. Внебрачный ребенок находится в самом невыгодном положении по сравнению с детьми из других типов семей. Непосильной становится для ребенка психическая нагрузка, когда он в искаженном варианте узнает о факте своего внебрачного рождения.
Отрицательно влияет на ребенка и бездумная материнская любовь, нередко возникающая, когда у одинокой женщины рождается желанное дитя. Она тщательно бережет это свое сокровище, забывая, что ребенок – самостоятельная личность, со своими желаниями и интересами.
Психологи считают, что внебрачные дети больше, чем другие, подвержены риску недополучить тот социальный опыт, который в дальнейшем служит основой формирования интеллектуальной, эмоционально зрелой и нравственно устойчивой личности, воспитание в семье матери одиночки связано с рядом психологических трудностей. Но это не значит, что ребенок в такой семье обязательно вырастет социально и личностно незрелым. Многое зависит от того, какую стратегию воспитательного воздействия выберет мать. Материнство одинокой женщины может быть настолько успешным, насколько желанным стал для нее ребенок. [18;149]
Одинокий отец, который бы сам заботился о ребенке, большая редкость. Но все же такие бывают, и справедливости ради надо подумать и о них. Для эмоционального и социального развития ребенка необходимо, чтобы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли – мужской и женской. И если отец воспитывает ребенка в одиночку, то он должен дать сыну или дочери достаточно стимулов как из мужского, так и из женского мира, для чего одинокому родителю придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или в двух ролях.
Школа С.Л. Рубинштейна
Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19 - начале 20 веков развиваются и другие научные психологические направления. В этот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представители которой взяли на вооружение понятие установки и широк ...
Психологические основы общения в спорте
Психологические особенности спортивного коллектива.
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
О ...
Взгляды Эриха Фромма
Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской теории стало учение ведущего теоретика, психоаналитика и социолога Эриха Фромма. Создавая "радикально-гуманистический психоанализ", Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общ ...