Информация » Стресс и работоспособность » Почему возникает вредный стресс

Почему возникает вредный стресс

Итак, мы выяснили, что нервно-психическое напряжение имеется на любой работе. Но почему иногда оно становится чрезмерным, патологическим. Здесь играют роль как внешние, так и внутренние причины. Из внешних причин наиболее частая — усложнение производственной ситуации. Например, в экспериментах западногерманских ученых пилоты самолетов в течение нескольких часов находились на тренажере в условиях "шторма". Столь опасная ситуация вызвала снижение внимания, общей работоспособности и, главное, способности сохранять в памяти информацию от приборов, расположенных на периферии пульта управления.

Другим фактором может быть монотонная, однообразная работа. Раньше было принято считать, что, чем выше образование человека, тем большим стрессам он подвергается. Однако статистика показала иное. По данным американских исследователей, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний среди людей в возрасте 30—40 лет с высшим образованием на 30% ниже, чем среди той же возрастной группы рабочих низкой квалификации. Что же помогает специалистам высокого класса долго сохранять работоспособность, несмотря на большую ответственность и большие нагрузки. Прежде всего интересная работа. Именно она помогает космонавтам переносить колоссальные перегрузки, а морякам выдерживать штормы и ураганы. Итак, мотивационные факторы могут служить внутренними побуждениями или препятствиями к стрессу. Например, на одном из заводов в порядке эксперимента была введена вместо повременной сдельная оплата труда рабочих. Работоспособность при этом повысилась до 114%, но появились жалобы на эмоциональную неустойчивость, физическую усталость, боли в спине и руках. Это признаки начинающегося производственного стресса. Следовательно, не всегда материальная заинтересованность коррелирует со здоровьем.

Чтобы противостоять длительному стрессу, работающий должен иметь высокое чувство удовлетворения от труда. Этому способствуют достаточно высокая оплата этого труда, уважение в коллективе, возможность профессионального роста, социалистическое соревнование, творческая свобода, ненавязчивый контроль деятельности, благожелательная атмосфера, компетентное руководство.

К сожалению, не всегда жизненные обстоятельства позволяют человеку найти дело по душе. Для многих работающих мотивы труда выражены не ярко, отсюда и их более слабо развитая способность преодолевать стрессовые состояния. Общие мероприятия, такие, как улучшение условий труда и быта, в подобных случаях не всегда эффективны. Ведь они не устраняют полностью физических и эмоциональных стрессов. Значит, необходимо самому учиться активно преодолевать их. Каждый на своем рабочем месте должен бороться за совершенствование культуры труда, общее повышение культуры личности.

Когнитивное развитие человека
В когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Как же происходит развитие мыслительных процессов от детства до зрелого возраста? Попробуем разобраться в этом более подробно, ссылаясь на концепции Брунера, Пиаже и Валлона. Согласно концепции Брунера (1966г.) наше познание мира носит, прежде всег ...

Эмоциональная регуляция деятельности
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она ...

Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся
Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности. Первый, эгоцентрический уровень – определяется преимуще ...