Психологическая характеристика юношеского возраста

Стабилизация многих физиологических функций, формирование телесной конституции, свойственной взрослому человеку, позволяет юношам и девушкам учувствовать в различных видах производственного труда. Трудовая деятельность способствует обогащению теоретических знаний, полученных во время учебы, расширению кругозора, а главное – формированию качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности, для самореализации. Необходимость выбора дальнейшего жизненного пути, избрание той или иной профессии является наиболее важной особенностью этого возраста.

Черты личности в юношеском возрасте определяются теми психологическими новообразованиями, которые нарождаются еще в подростковом возрасте: усиление интереса к своей собственной личности, стремление к самостоятельности взрослости; проявление критичности и т.д. , но они несколько видоизменятся.Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются психологами по–разному. Здесь речь пойдет в основном о 15-18 летних людях, главным образом старшеклассниках, которых в психолого-педагогической литературе называют юношами.

У человека основным содержанием деятельности является труд, создание материальных и духовных ценностей. Отношение индивида к виду опосредуется теперь его отношением к обществу и культуре. Отсюда – качественно иное, чем у животных, содержание понятий созревание и подготовка к жизни.¹

¹ Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1979.С 5.

Созревание предполагает , таким образом , социализацию, и не может осуществляться вне её и помимо её. Поэтому и переходный возраст это этап развития личности, процесс

перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по правилам взрослых, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека. Содержание, продолжительность и критерии этого перехода неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей. Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) и юность. Но хронологические грани этих периодов весьма условны, они частично пресекаются. Никто не назовет 11-13 –летнего мальчика юношей, 18-19 –летнего юношу – подростком. А вот возраст между 14-15 и 16-17 годами в одних случаях определяется как ранняя юность, в других – как конец отрочества. В научной литературе по возрастной психологии и физиологии приняты периоды юношества с 17 лет до 20 лет.

В психолого-педагогической литературе акцент делается не на физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности. Бажович Л.И. определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив свое внимание на:

· развитии мотивационной сферы личности;

· определение старшеклассников своего места в жизни и внутренней позиции;

· формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность;

· самосознания и морального сознания.¹

В социологической литературе возрастная периодизация основывается главным

образом на изменении общественного положения и социальной деятельности

личности, причем характеристика дается на свойствах юношества как социально – демографической группы.

Классификация потребностей
Когда мы переходим к более детальному рассмотрению потребностей, это, прежде всего, относится к человеческим потребностям, трудности открываются уже при попытках классификации потребностей. Они многообразны и очень изменчивы. Как их классифицировать? Первый шаг наукопознания - классификация. Надо сказать, что сколько-нибудь устойчивой к ...

Когнитивный подход Джорджа Келли
Джордж Келли является одним из основателей этого направления. Он считает, что любой человек – это исследователь, которые стремиться понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний. И все выводы делаются на основе своего прошлого опыта и строящихся предположений о будущем. Он указывает на то, что хоть о ...

Архетипы
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей», греческое αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ»). Архетипы – врож ...