Информация » Психология характера » Формирование характера.

Формирование характера.
Страница 2

То, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие ха­рактера ребенка после того, как в его психологии и поведе­нии проявились первые черты характера, зависит от многих обстоятельств жизни. Некоторые из них будут рассмотрены далее. Сейчас же отметим, что если первичные или базисные черты характера оказались не вполне благоприятными, то это не означает, что дальнейшее развитие характера обяза­тельно пойдет по аномальному пути. Если первые черты ха­рактера ребенка оказались положительными, то вовсе не обязательно, что и последующие черты характера, сформи­ровавшиеся на этой основе, также окажутся положительны­ми.

Чаще бывает так, что на базе положительных первичных черт характера формируются положительными и вторичные черты характера, а на основе отрицательных базисных черт складываются другие отрицательные черты характера.

Вначале на форми­рующийся характер ребенка оказывает влияние то, как об­ращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально по­ложительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем на­чинают формироваться положительные черты характера, та­кие, например, как открытость и доверие к людям.

Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полно­стью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что ой получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окру­жающих людей, решающее влияние на формирование хара­ктера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. В поведении ребенка закрепляются, превращаясь затем в соответствующие черты характера, те качества личности, которые получают поло­жительные подкрепления со стороны окружающих его взрослых людей. Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребёнок наказывается, обычно исчеза­ют вскоре после их первого проявления.

С возрастом расширяется круг значимых для ребенка лю­дей, в него постепенно включаются новые взрослые и новые сверстники. Соответственно, расширяется и социальная база поощрений и наказаний, под влиянием которых формирует­ся и развивается характер ребенка. Поскольку люди, кото­рые поощряют или наказывают ребенка, имеют большие ин­дивидуальные психологические различия и, соответственно, могут поощрять или наказывать ребенка за разные действия и поступки, в системе складывающихся у ребенка черт ха­рактера в это время могут проявляться определенные проти­воречия.

Указанная тенденция сохраняется и в период обучения в школе. В начале школьного обучения характер ребенка фор­мируется под авторитетным влиянием родителей и учителей как наиболее значимых для младшего школьника людей. Затем, начиная со средних классов школы, авторитет роди­телей и учителей снижается, и на первый план выходят ав­торитет и мнение значимых для ребенка сверстников. В это время одним из главных факторов формирования характера ребенка становится мнение и отношение к нему со стороны сверстников.

Страницы: 1 2 3 4

Физиология эмоций
Качество эмоции определяется триединым действием темперамента, ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события. ...

Дефекты социального контроля.
В интересах развития общество контролирует процесс восприятия социального опыта каждой личностью, соблюдения ею моральных и правовых норм поведения. Работники ОВД, особенно осуществляющие работу по профилактике преступлений, выполняющие функцию специального контроля, обязаны предупреждать формирование дефектов в поведении личности, а ес ...

Самосознание, сознание и самооценка.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнити ...