Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не можем не осветить наиболее значимые труды знаменитых отечественных ученых, среди которых видное положение занимает Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 - 1960гг.) и его работы.

Выдающийся отечественный философ и психолог, доктор психологических наук, профессор, главными направлениями исследования которого были философские проблемы психологии.

Отечественная психологическая наука развивалась в борьбе за диалектико-материалистическое понимание своего предмета. В ходе идейно - теоретической борьбы постепенно складывалось материалистическое понимание предмета психологии и устанавливались важнейшие методологические принципы науки.

На смену основателям отечественной психологии пришли новые талантливые ученые: это С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский. Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики.

Выдающуюся роль в становлении психологической науки сыграли Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и другие, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. Именно благодаря их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

Характеризуя задачи психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: "Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления конкретного человека, а также психические явления наблюдаемые в группах и коллективах.

По словам С.Л. Рубенштейна, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента, что "не только вооружило её новым для неё, очень мощным методом научного мышления, но и вообще по - новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии".

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия и других отраслей психологической науки.

В центре внимания С.Л. Рубинштейна были и методологические проблемы. В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа, рассматривающая с точки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос. Этим он и отличался от большинства современных ему психологов.

Поэтому в центре его концепции оказываются прежде всего проблемы познания мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями психологов прежних лет - Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых также главными оставались философские проблемы бытия и свободы человеческой личности.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка
Эмоциональное воспитание ребенка – бесспорно прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру и к самому себе. В дошкольном возрасте у ребенка появляется эмоциональная регуля ...

Типы деятельности
Существуют разные основания для того чтобы разделить деятельность на несколько типов. Первое основание — историческая обусловленность типов деятельности: фундаментальная деятельность, развитие которой обусловило развитие психики и сознания человека, — трудовая (производственная); другие типы деятельности по этому основанию — игровая, х ...

Особенности деятельности
Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность и удовлетворяющий свои потребности. При всем многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы: мотивы — ...