Информация » Субъект и средства коммуникации - невербальные средства общения » Смысл, заложеннный в словосочетаниях «Субьект деятельности», «Субъект общения», «Субъект труда». Понятие «Субъект деятельности»

Смысл, заложеннный в словосочетаниях «Субьект деятельности», «Субъект общения», «Субъект труда». Понятие «Субъект деятельности»
Страница 2

Человек - носитель различных форм активности, которые принято описывать в различных категориях. Наиболее близка к категории деятельности категория поведения. «Решая эту проблему, - указывает В.С. Лазарев, - мы должны будем переосмыслить понятие «субъект деятельности» и четко различить понятия деятельности и поведения». Основным пунктом различения В.С. Лазарев полагает наличие мотива - где мотив, там и субъект, где субъект, там и деятельность. «Значит, если человек совершает какие-то действия, соответствующие некоторой деятельности, но мотива именно этой деятельности у него нет, то нет и деятельности. Поэтому учащийся в традиционной системе обучения, выполняющий учебные действия не потому, что он хочет учиться, а потому, что его заставляют, не является субъектом учебной деятельности. Точно так же человек может трудиться только потому, что надо зарабатывать на жизнь, но, если откуда-то свалились бы деньги, он с удовольствием бросил бы работу. В обоих случаях по форме - деятельность, по содержанию нет. Это я называю поведением». Кстати, в школе оценки ставят именно за поведение (есть такая графа в дневнике), а не за деятельность, что совершенно правильно с точки зрения представляемой здесь позиции.

Поэтому любые формы поведения и функционирования, лишенные авторского, творческого момента не могут быть отнесены к деятельности, а участвующий в них индивид не может считаться субъектом. Это относится как к материально-практической, так и к интеллектуальной сфере, где также функционирует значительное количество штампов, только «штамповка» происходит не в вещно-предметном мире, а в мире идеальных образов. «… Если идеальный образ усвоен индивидом лишь формально, как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи с реальной (не идеализованной) действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к такому образу критически, т. е. как к особому, отличному от себя предмету. И тогда он как бы сливается с ним, не может поставить его перед собой как предмет, сопоставимый с действительностью, и изменить его в согласии с нею. В данном случае, собственно говоря, не индивид действует с идеальным образом, а, скорее, догматизированный образ действует в индивиде и посредством его. Здесь не идеальный образ оказывается деятельной функцией индивида, а, наоборот, индивид - функцией образа, господствующего над его сознанием и волей как извне заданная формальная схема, как отчужденный образ, как фетиш, как система непререкаемых правил, неизвестно откуда взятых…».

Страницы: 1 2 

Проблема развития в психологии. Сущность понятия “развитие” в психологии
Принцип развития имеет важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной историей развития человечества в ...

Современное состояние психологической службы
Психологическая служба как организационная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба, а широком смысле – служба практической психологии в образовании. Так, на сегодняшний день правомерно говорить о ...

Результаты
Психотических диагнозов в обследованной выборке установлено не было. У 20 (из 121) обследуемых (16.53%) было диагностировано полное текущее ПТСР. 13 чел. (10.74%) имели частичное текущее ПТСР (для постановки полного диагноза не хватало 1 симптома). У остальных 88 чел. (7–2.73%) при обследовании или совсем не было установлено наличия сим ...