



Смысл, заложеннный в словосочетаниях «Субьект деятельности», «Субъект общения»,
«Субъект труда». Понятие «Субъект деятельности»Страница 2
Человек - носитель различных форм активности, которые принято описывать в различных категориях. Наиболее близка к категории деятельности категория поведения. «Решая эту проблему, - указывает В.С. Лазарев, - мы должны будем переосмыслить понятие «субъект деятельности» и четко различить понятия деятельности и поведения». Основным пунктом различения В.С. Лазарев полагает наличие мотива - где мотив, там и субъект, где субъект, там и деятельность. «Значит, если человек совершает какие-то действия, соответствующие некоторой деятельности, но мотива именно этой деятельности у него нет, то нет и деятельности. Поэтому учащийся в традиционной системе обучения, выполняющий учебные действия не потому, что он хочет учиться, а потому, что его заставляют, не является субъектом учебной деятельности. Точно так же человек может трудиться только потому, что надо зарабатывать на жизнь, но, если откуда-то свалились бы деньги, он с удовольствием бросил бы работу. В обоих случаях по форме - деятельность, по содержанию нет. Это я называю поведением». Кстати, в школе оценки ставят именно за поведение (есть такая графа в дневнике), а не за деятельность, что совершенно правильно с точки зрения представляемой здесь позиции.
Поэтому любые формы поведения и функционирования, лишенные авторского, творческого момента не могут быть отнесены к деятельности, а участвующий в них индивид не может считаться субъектом. Это относится как к материально-практической, так и к интеллектуальной сфере, где также функционирует значительное количество штампов, только «штамповка» происходит не в вещно-предметном мире, а в мире идеальных образов. «… Если идеальный образ усвоен индивидом лишь формально, как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи с реальной (не идеализованной) действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к такому образу критически, т. е. как к особому, отличному от себя предмету. И тогда он как бы сливается с ним, не может поставить его перед собой как предмет, сопоставимый с действительностью, и изменить его в согласии с нею. В данном случае, собственно говоря, не индивид действует с идеальным образом, а, скорее, догматизированный образ действует в индивиде и посредством его. Здесь не идеальный образ оказывается деятельной функцией индивида, а, наоборот, индивид - функцией образа, господствующего над его сознанием и волей как извне заданная формальная схема, как отчужденный образ, как фетиш, как система непререкаемых правил, неизвестно откуда взятых…».
Классификация функций
невербального поведения
Мы осуществляем бесчисленное множество видов невербального поведения, некоторые из них имеют отношение к общению, некоторые - нет. Каждый из них имеет тем не менее свою причину и несет свой собственный, присущий ему смысл или сообщение, которое можно извлечь из поведения. Какие типы информации передаются по этим разнообразным каналам? Н ...
Стратегии ведения переговоров
Конфликтующие стороны могут по-разному рассматривать переговоры: либо как продолжение борьбы другими средствами, либо как процесс разрешения конфликта с учетом интересов друг друга. В соответствии с этими подходами выделяются две основные стратегии ведении переговоров: 1) позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведен ...
Межличностные отношения подростков в группе
В подростковом и юношеском возрасте наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками, в которой преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе, т.е.: уметь познакомиться с понравившимся человеком; свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы зна ...
