Психологический смысл понятия «Субъект»

СУБЪЕКТ (от лат. subjectum — подлежащее) — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект, есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. Это классическая формулировка значения «субъект».

Но в данном случае нас интересует, какую сторону психологии человека отражает категория «субъект», и что явно не входит в содержание этой категории, где располагается содержательная граница, тот водораздел «ЭТО/ИНОЕ», который поможет определиться в критериях субъектности. За понятием субъекта стоит реальная теоретическая и практическая проблема. Во-первых, приведенная выше характеристика субъекта разделяется далеко не всеми отечественными психологами, даже теми, кого можно отнести к школе Л.С. Выготского и представителям деятельностного подхода. «Казалось бы, более чем через 60 лет после открытия Л.С. Выготского, - пишет об этом Б. Д. Эльконин, - сам термин «субъект» должен употребляться в работах его последователей не с той долей непосредственности, какую можно наблюдать, т. е. хотя бы не как синоним термина «индивид». Однако же ничуть не бывало. Субъектность часто оказывается синонимом субъективности…. Натурализм живуч. И дело здесь не в небрежности или недомыслии исследователей, а скорее в том, что трудно принять идею неналичности субъекта или, вернее, идею его существования, пользуясь словами Мамардашвили, лишь в «сдвиге» поведения, им самим выстроенном. Трудно и в эксперименте и в размышлении помнить, что субъектность является «не фактом, а актом».

Во-вторых, категория предметной деятельности различным образом включается в понятийный аппарат психологии. Поэтому при решении вопроса об условиях явления субъекта приходится решать вопрос - «субъекта чего?».Ограничивая объем понятия «субъект», мы тем самым разрываем синонимическое тождество «субъект-индивид», о чем было заявлено, в утверждении отечественного психолога В. С. Лазарева («… Субъект деятельности есть индивид, но не всякий индивид есть субъект деятельности .»). Подобная точка зрения нередко сталкивается с возражениями, причем эти возражения еще более усиливаются при попытке развести понятия «индивид» и «личность» («Натурализм живуч» - Б.Д. Эльконин). Действительно, нет ничего приятного в том, чтобы лишать человека субъектного и личностного начала, даже если это совершается в области отвлеченных теоретических построений. Но в то же время, невозможно не заметить фактического существования «случайных индивидов» (термин К. Маркса), реализующих стереотипные формы поведения, в которых не удается усмотреть какие-либо элементы творчества. К. Маркс писал: «Различие между индивидом как личностью и случайным индивидом - не просто логическое различие, а исторический факт».

Субъект - это не индивид и не группа индивидов, а его или их определенное психологическое состояние. Явление субъекта не очевидно и предполагает определенные условия. Субъектность не есть, субъектность бывает.

Далеко не все формы активности человека могут быть определены как деятельность. Значительная часть активности человека адекватно определяется категорией поведения. В актах поведения человек выступает в качестве исполнителя, фигуранта, функционера, но не в качестве субъекта.

Условием субъектности выступает наличие у индивида мотива, причем мотива именно той деятельности, в которую он включен своей активностью.

Условием субъектности выступает сознание: человек в этом случае способен относиться к мотиву деятельности как отличному от себя предмету. Это отношение иронично и рефлексивно.

Самооценка и жизненный опыт (переосмысливание жизни).
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой ...

Самосознание, сознание и самооценка.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнити ...

Невербальные средства общения
Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию: 1)Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка). 2)Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). 3)Взгляд визуально-контактный (направление в ...