Психологический смысл понятия «Субъект»

СУБЪЕКТ (от лат. subjectum — подлежащее) — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект, есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. Это классическая формулировка значения «субъект».

Но в данном случае нас интересует, какую сторону психологии человека отражает категория «субъект», и что явно не входит в содержание этой категории, где располагается содержательная граница, тот водораздел «ЭТО/ИНОЕ», который поможет определиться в критериях субъектности. За понятием субъекта стоит реальная теоретическая и практическая проблема. Во-первых, приведенная выше характеристика субъекта разделяется далеко не всеми отечественными психологами, даже теми, кого можно отнести к школе Л.С. Выготского и представителям деятельностного подхода. «Казалось бы, более чем через 60 лет после открытия Л.С. Выготского, - пишет об этом Б. Д. Эльконин, - сам термин «субъект» должен употребляться в работах его последователей не с той долей непосредственности, какую можно наблюдать, т. е. хотя бы не как синоним термина «индивид». Однако же ничуть не бывало. Субъектность часто оказывается синонимом субъективности…. Натурализм живуч. И дело здесь не в небрежности или недомыслии исследователей, а скорее в том, что трудно принять идею неналичности субъекта или, вернее, идею его существования, пользуясь словами Мамардашвили, лишь в «сдвиге» поведения, им самим выстроенном. Трудно и в эксперименте и в размышлении помнить, что субъектность является «не фактом, а актом».

Во-вторых, категория предметной деятельности различным образом включается в понятийный аппарат психологии. Поэтому при решении вопроса об условиях явления субъекта приходится решать вопрос - «субъекта чего?».Ограничивая объем понятия «субъект», мы тем самым разрываем синонимическое тождество «субъект-индивид», о чем было заявлено, в утверждении отечественного психолога В. С. Лазарева («… Субъект деятельности есть индивид, но не всякий индивид есть субъект деятельности .»). Подобная точка зрения нередко сталкивается с возражениями, причем эти возражения еще более усиливаются при попытке развести понятия «индивид» и «личность» («Натурализм живуч» - Б.Д. Эльконин). Действительно, нет ничего приятного в том, чтобы лишать человека субъектного и личностного начала, даже если это совершается в области отвлеченных теоретических построений. Но в то же время, невозможно не заметить фактического существования «случайных индивидов» (термин К. Маркса), реализующих стереотипные формы поведения, в которых не удается усмотреть какие-либо элементы творчества. К. Маркс писал: «Различие между индивидом как личностью и случайным индивидом - не просто логическое различие, а исторический факт».

Субъект - это не индивид и не группа индивидов, а его или их определенное психологическое состояние. Явление субъекта не очевидно и предполагает определенные условия. Субъектность не есть, субъектность бывает.

Далеко не все формы активности человека могут быть определены как деятельность. Значительная часть активности человека адекватно определяется категорией поведения. В актах поведения человек выступает в качестве исполнителя, фигуранта, функционера, но не в качестве субъекта.

Условием субъектности выступает наличие у индивида мотива, причем мотива именно той деятельности, в которую он включен своей активностью.

Условием субъектности выступает сознание: человек в этом случае способен относиться к мотиву деятельности как отличному от себя предмету. Это отношение иронично и рефлексивно.

Тренинг-менеджер.
Тренинг-менеджер – психолог, который занимается профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации. В его задачи входит проведение внутрифирменного обучения сотрудников по специально (нередко им самим) разработанным программам и мониторинг программ обучения, которые предлагаются на внешнем рынке программ. Для достижени ...

Основная часть. Общее понятие о внимании.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы ...

Основные факторы развития личности
Какие же причины влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый ...