Информация » Теория мышления, интеллектуальное развитие, лобные доли » Генезис мышления. Развитие мышления в социогенезе

Генезис мышления. Развитие мышления в социогенезе

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описанный Жо Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды человеческого общества. А как исторически изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это изменение связано с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурноотсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать следует вопрос: "Что считать? ". Так, медведей можно считать лишь до 6, так как "никому не доводилось убить больше на охоте". Так же обстоит дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит "прелогический" характер.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, так же и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

Радикальным этапом эволюции мышления я считаю широкое распространение логического мышления в Античную эпоху. С моей точки зрения, всеобщий упадок культуры в Европе в средние века связан именно с повсеместной установкой на отказ от логического мышления, что было вызвано распространением христианства, по сути своей алогичного.

Кроме того, с другой точки зрения, радикальным этапом явилось самоосознание мышления и человека в мире, которое, как подчеркивает А.Г. Асмолов, получило распространение именно в средние века и, возможно, полностью отсутствовало в Древней Греции (судя по произведениям Гомера, в которых ни разу не упоминается о том, что герой "подумал то-то и то-то", и трудам древних философов, в которых чрезвычайно редко встречаются выражения "я считаю", "с моей точки зрения" и т.п.).

Можно добавить, что современное информационное общество порождает новые тенденции к изменению мышления. Так, у людей, длительное время занимающихся программированием, сильно развивается логическое абстрактное мышление, но появляется, к примеру, склонность игнорировать многопричинность событий. Такие люди более склонны делать выводы, опираясь на ограниченное число посылок.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, в процессе социогенеза происходила, происходит и будет происходить эволюция мышления в сторону все большего увеличения доли теоретических умозаключений и все большей абстрактности понятий.

Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков обще ...

Радость
Радость – чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение. Радость занимает не более 25 % в окраске жизни человека, а в случае с «радостным гневом» «незапятнанной радости» может вовсе не остаться. При значительном недостатке положительных эмоций жизнь личности приобретает вид серых беспросветных будней, в которых п ...

Дистимичный тип.
Особенности общения и поведения. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и склонен им подчиняться. Черты, привлекательные для с ...