Информация » Голос как средство эмоциональной коммуникации » Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев

Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев
Страница 2

Как отмечает советский психолог М.И. Лисина, «у ребенка постепенно складываются дифференцированные способы выражения некоторых своих нужд и состояний, а мать научается правильно их расшифровывать: по звуку голоса, по интонации плача» (Лисина М.И., 1983, с. 15). В соответствии со своей интуицией, опытом и характером мать уже достаточно рано пытается различать различные виды крика.

Улыбка, лепет, гуление свидетельствуют о комфорте ребенка и вызывают у матери положительные эмоции. Крик младенца является для матери чрезвычайно аффективно насыщенным сигналом и несет в себе информацию о ситуации дискомфорта для ребенка. Данные исследований показывают, что крик вызывает у матери такие физиологические изменения, как учащение частоты сердцебиений, секрецию гормонов, изменение КГР (Bell S.M., Ainsworth M.D.S., 1972, p.p. 1171-1190).

Мать реагирует на крик младенца как на сигнал дискомфорта и устраняет неприятное для ребенка состояние. Тем самым крик преобразуется в коммуникативный сигнал. Начиная с третьей недели жизни (если ребенок развивается в нормальной семейной среде) у младенца появляется «фальшивый крик о помощи» чтобы привлечь к себе внимание - ребенок начинает постанывать. Затем стон переходит в крик. Физическая структура этого крика совершенно иная, чем у четырех базовых видов крика. Таким образом, возникает первое осознанное выражение звука, которое становится первой коммуникацией.

Согласно исследованию М. Эйнсуорт, постоянный быстрый ответ матери на плач младенца приводит к установлению крепкой привязанности между ними (Bell S.M., Ainsworth M.D.S., 1972, p.p. 1171-1190). Взаимодействие между матерью и младенцем расширяется, связь становится более прочной. Постоянное поддерживание матерью комфортного состояния у ребенка рождает у него потребность в дальнейшем положительном эмоциональном контакте с матерью.

Крик младенца вызывает у матери специфические реакции, цель которых прекратить крик. Одним из самых эффективных средств для этого является голос матери. Начиная со второй недели жизни голос матери прерывает крик ребенка эффективнее чем любой другой звук или визуальное восприятие человеческого лица.

В возрасте пяти недель младенец начинает выделять голос матери из других голосов, хотя лицо матери он в это время еще не может отдифференцировать. William Condon и Louis Sander, снимая на камеру реакции младенца на голос матери, показали, что ребенок следует в своих движениях за ритмом и мелодией голоса матери, как бы отвечая ей своеобразным «танцем» (Condon W.; Sander L., 1974, S. 456-462). Anthony DeCasper и William Fifer в ходе эксперимента по измерению интенсивности сосания младенцем соски при одновременном предъявлении записи голоса матери и отца показали, что ребенок выделяет голос матери и предпочитает его голосу отца (DeCasper A., Fifer W., 1980, S. 1174-1176).

Еще до достижения возраста одного месяца возникает способность понимать значение акустических интервенций взрослых. Реагирование на звуковые сигналы наблюдается у младенца значительно раньше, чем визуальные и психомоторные реакции. По всей видимости, акустические реакции можно рассматривать как прототип (начало) более позднего дифференцированного научения.

Между вторым и третьим месяцем жизни ребенок полностью увлечен производимыми им и воспринимаемыми звуками. Он играет с ними, учится их постепенно дифференцировать и произвольно производить. Таким образом из большого выбора звуков и их комбинаций происходит отбор фонем наиболее часто встречаемых в родном языке, который ребенок слышит вокруг себя. Ребенок осваивает таким образом артикуляцию родного языка, формируя звуковой образ определенных звуков или определенных звуковых комбинаций.

Страницы: 1 2 3

Стабильные стрессовые условия жизнедеятельности, побуждающие человека находится в состоянии длительной мобилизации
Причины, вызывающие стрессовые нарушения очень разнообразны и охватывают множество различных ситуаций. Например, особенности наиболее тяжелого стрессового нарушения, как травматические стрессовые нарушения – это может быть причиной угрозы физическому здоровью человека, угроза жизни близкого, угроза как физическому, таки образу «Я», то ...

Принятие (себя, других, природу)
Здоровый человек тем и отличается от среднестатистического, что он живет в ладу с собой, и если уж на то пошло, не слишком огорчается по поводу своих недостатков. Он принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со всеми присущими ей изъянами и недостатками, он умеет сосуществовать со своими слабостями, принимает свою греховност ...

Основные проблема адаптации ребенка к школе. Дисциплина
Главная трудность, с которой встречаются дети в школе – это требования определенной дисциплины. Они в той или иной степени лишаются свободы действий. Уроки в основном идут по 40 минут, но для ребенка это достаточно долго. Надо сидеть на одном месте, нельзя разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разреш ...