Информация » Психологическая характеристика преступного поведения » Понятие личности преступника и ее психологические особенности

Понятие личности преступника и ее психологические особенности
Страница 3

Направленность личности многих преступников характеризуется преобладанием в ней взглядов, идей, интересов и наклонностей, противоречащих морали общества и господствующему правосознанию. Такую направленность называют обычно антиобщественной.

Однако нельзя умолять роли в направленности многих правонарушителей и неосознанных побуждений, к которым относятся установки и влечения, т.е. в первом случае ранее сформировавшийся , но неосознаваемой личностью готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность, и во втором – неосознанная по содержанию и цели деятельности потребность.

Патология потребностной сферы личности или дисгармония потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:

— в нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего человек становится стяжателем или стремится к обогащению любыми способами;

— аморальный, извращенный характер удовлетворения многих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть половые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным законом;

- ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потребностей;

- большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

Дефекты в личностных установках. Многие совершают преступления в связи с наличием в структуре личности дефектов в личностных установках. Здесь возможны следующие варианты:

— один совершил преступление потому, что у него нет твердых установок законопослушного поведения;

— другой совершил преступление, руководствуясь возникшей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;

— третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения преступления.

Знание потребностей и ценностных ориентаций той или иной личности дает ключ к пониманию устойчивых мотивов преступного поведения, ибо потребности в определенной степени характеризуют и социальную позицию личности, ее убеждения и стремления. Извращенные потребности формируются в личные недостатки и пороки и являются причиной создания предпосылок (формируют побуждения) к совершению преступления.

Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп /семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п./.

Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам и правоохраняемым ценностям приводит к формированию установки на их нарушение.

Страницы: 1 2 3 4

Демократичность
Самоактуализированный человек демократичен в своем поведении. Он готов общаться с любым человеком вне зависимости от его классовой принадлежности, уровня образования, политических убеждений, цвета кожи. Порой может сложиться впечатление, что он просто не замечает, искренне не сознает этих внешних различий, которые для среднестатистическ ...

Понятие воли и её значение для деятельности человека
Воля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: ― побудительная функция обеспечивается активн ...

Кризис семи лет
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник. Идет осознани ...