Информация » Психологическая характеристика преступного поведения » Понятие личности преступника и ее психологические особенности

Понятие личности преступника и ее психологические особенности
Страница 3

Направленность личности многих преступников характеризуется преобладанием в ней взглядов, идей, интересов и наклонностей, противоречащих морали общества и господствующему правосознанию. Такую направленность называют обычно антиобщественной.

Однако нельзя умолять роли в направленности многих правонарушителей и неосознанных побуждений, к которым относятся установки и влечения, т.е. в первом случае ранее сформировавшийся , но неосознаваемой личностью готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность, и во втором – неосознанная по содержанию и цели деятельности потребность.

Патология потребностной сферы личности или дисгармония потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:

— в нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего человек становится стяжателем или стремится к обогащению любыми способами;

— аморальный, извращенный характер удовлетворения многих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть половые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным законом;

- ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потребностей;

- большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

Дефекты в личностных установках. Многие совершают преступления в связи с наличием в структуре личности дефектов в личностных установках. Здесь возможны следующие варианты:

— один совершил преступление потому, что у него нет твердых установок законопослушного поведения;

— другой совершил преступление, руководствуясь возникшей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;

— третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения преступления.

Знание потребностей и ценностных ориентаций той или иной личности дает ключ к пониманию устойчивых мотивов преступного поведения, ибо потребности в определенной степени характеризуют и социальную позицию личности, ее убеждения и стремления. Извращенные потребности формируются в личные недостатки и пороки и являются причиной создания предпосылок (формируют побуждения) к совершению преступления.

Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп /семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п./.

Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам и правоохраняемым ценностям приводит к формированию установки на их нарушение.

Страницы: 1 2 3 4

Почему возникает вредный стресс
Итак, мы выяснили, что нервно-психическое напряжение имеется на любой работе. Но почему иногда оно становится чрезмерным, патологическим. Здесь играют роль как внешние, так и внутренние причины. Из внешних причин наиболее частая — усложнение производственной ситуации. Например, в экспериментах западногерманских ученых пилоты самолетов в ...

Стили общения
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется? Об этом следует поговорить подробно. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Специфика педагогического общения обусловлена различным ...

Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью
Первое, на что обращаешь внимание, общаясь с самоактуализированным человеком, так это на его поразительную способность распознавать малейшее проявление лжи, фальши или неискренности. Оценки этих людей удивительно точны. Неформализованный эксперимент, в котором принимали участие студенты колледжа, выявил одну отчетливо выраженную тенденц ...