Информация » Психологическая характеристика преступного поведения » Понятие личности преступника и ее психологические особенности

Понятие личности преступника и ее психологические особенности
Страница 3

Направленность личности многих преступников характеризуется преобладанием в ней взглядов, идей, интересов и наклонностей, противоречащих морали общества и господствующему правосознанию. Такую направленность называют обычно антиобщественной.

Однако нельзя умолять роли в направленности многих правонарушителей и неосознанных побуждений, к которым относятся установки и влечения, т.е. в первом случае ранее сформировавшийся , но неосознаваемой личностью готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность, и во втором – неосознанная по содержанию и цели деятельности потребность.

Патология потребностной сферы личности или дисгармония потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:

— в нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего человек становится стяжателем или стремится к обогащению любыми способами;

— аморальный, извращенный характер удовлетворения многих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть половые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным законом;

- ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потребностей;

- большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

Дефекты в личностных установках. Многие совершают преступления в связи с наличием в структуре личности дефектов в личностных установках. Здесь возможны следующие варианты:

— один совершил преступление потому, что у него нет твердых установок законопослушного поведения;

— другой совершил преступление, руководствуясь возникшей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;

— третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения преступления.

Знание потребностей и ценностных ориентаций той или иной личности дает ключ к пониманию устойчивых мотивов преступного поведения, ибо потребности в определенной степени характеризуют и социальную позицию личности, ее убеждения и стремления. Извращенные потребности формируются в личные недостатки и пороки и являются причиной создания предпосылок (формируют побуждения) к совершению преступления.

Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп /семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п./.

Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам и правоохраняемым ценностям приводит к формированию установки на их нарушение.

Страницы: 1 2 3 4

Понятие и виды мышления и воображения
С помощью ощущения и восприятия происходит формирование образов конкретных предметов, мышление же позволяет, с одной стороны, познать такие свойства предметов и явлений, которые не доступны непосредственному восприятию, с другой, - установить сходства и различия предметов и явлений, связи между ними. Таким образом, мышление представляе ...

Предпринимательство как деятельность
В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним. Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она в ...

Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах.
Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспит ...