Информация » Психологическая характеристика преступного поведения » Понятие личности преступника и ее психологические особенности

Понятие личности преступника и ее психологические особенности
Страница 2

- заболевание алкоголизмом;

- явления физического инфантилизма /вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д./либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.

Определенного внимания заслуживает проблема криминогенной роли психических аномалий, так как зависимость противоправного поведения от этого нельзя не признать, ибо сравнительно высок процент дебилов и психопатов среди правонарушителей.

Благоприятствуют совершению преступления и формированию личности преступника дефекты психического развития, которые отмечаются почти у 50% осужденных в различной степени выраженности. Сюда относятся прежде всего:

— нервно-психические заболевания (психопатия, олигофрения, неврастения, пограничные состояния), повышенная возбудимость, не достигающие фазы невменяемости;

— наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

— психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, например, атомной, повлиявшей на экологию, и как следствие приводят к психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и выступают дополнительным криминогенным фактором.

Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением.

В подсознании хранится масса неиспользуемой информации, забытых впечатлений и переживаний. Время от времени они включаются в процесс мотивации поступков, в том числе и преступных. Сознание же не знает, когда от него уходят и когда возвращаются вытесненные представления, влечения и мысли. Этот момент следует учитывать следователям, которые стремятся выявить мотивы преступлений в ходе допроса обвиняемых. Это еще раз подчеркивает необходимость изучение прошлого лица, его биографии, а также использования помощи психологов и психиатров.

Подводя итого изложенного можно утверждать, что в обобщенном смысле личность преступника – это совокупность типичных социально-демографических и психологических черт, присущих людям, совершившим преступления.

Основным компонентом структуры личности является направленность. Направленность возникает на основе потребностей, которые являются с точки зрения отечественной психологии источником активности личности. Человеческие потребности находятся на разных ценностных уровнях – от мировоззренческих до физиологических. Если поведение определяется в первую очередь потребительскими мотивами, то появляется опасность возникновения и закрепления индивидуалистической направленности, лежащей в основе большинства преступлений. Стремление к удовлетворению примитивных потребностей, в свою очередь, в какой-то мере обусловлено природными задатками, т.е. формирование направленности происходит на природной основе.

Страницы: 1 2 3 4

Дети – зеркало родителей?
Вы, наверное, видели фильм, одна из сцен которого волнует меня до сих пор. Малышам из старшей группы детского сада психологи предложили сыграть во «взрослый» праздник. Расставили столы, поставили лимонад и сласти, рассадили детей и . Перед глазами потрясенных взрослых разыгралась безобразная сцена. Дети, «выпив» лимонада и «закусив» его ...

Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся
Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности. Первый, эгоцентрический уровень – определяется преимуще ...

Этапы подготовки лекции
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний. После определения структуры лекционного курса можно приступить к подго ...