Информация » Психологическая характеристика преступного поведения » Понятие личности преступника и ее психологические особенности

Понятие личности преступника и ее психологические особенности
Страница 2

- заболевание алкоголизмом;

- явления физического инфантилизма /вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д./либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.

Определенного внимания заслуживает проблема криминогенной роли психических аномалий, так как зависимость противоправного поведения от этого нельзя не признать, ибо сравнительно высок процент дебилов и психопатов среди правонарушителей.

Благоприятствуют совершению преступления и формированию личности преступника дефекты психического развития, которые отмечаются почти у 50% осужденных в различной степени выраженности. Сюда относятся прежде всего:

— нервно-психические заболевания (психопатия, олигофрения, неврастения, пограничные состояния), повышенная возбудимость, не достигающие фазы невменяемости;

— наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

— психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, например, атомной, повлиявшей на экологию, и как следствие приводят к психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и выступают дополнительным криминогенным фактором.

Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением.

В подсознании хранится масса неиспользуемой информации, забытых впечатлений и переживаний. Время от времени они включаются в процесс мотивации поступков, в том числе и преступных. Сознание же не знает, когда от него уходят и когда возвращаются вытесненные представления, влечения и мысли. Этот момент следует учитывать следователям, которые стремятся выявить мотивы преступлений в ходе допроса обвиняемых. Это еще раз подчеркивает необходимость изучение прошлого лица, его биографии, а также использования помощи психологов и психиатров.

Подводя итого изложенного можно утверждать, что в обобщенном смысле личность преступника – это совокупность типичных социально-демографических и психологических черт, присущих людям, совершившим преступления.

Основным компонентом структуры личности является направленность. Направленность возникает на основе потребностей, которые являются с точки зрения отечественной психологии источником активности личности. Человеческие потребности находятся на разных ценностных уровнях – от мировоззренческих до физиологических. Если поведение определяется в первую очередь потребительскими мотивами, то появляется опасность возникновения и закрепления индивидуалистической направленности, лежащей в основе большинства преступлений. Стремление к удовлетворению примитивных потребностей, в свою очередь, в какой-то мере обусловлено природными задатками, т.е. формирование направленности происходит на природной основе.

Страницы: 1 2 3 4

Понятие и природа человеческих потребностей
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений. Что же выступает в качестве источника ...

Теория мышления. Определение мышления
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления - раскрытие отношений между ...

Влияние учебной деятельности на формирование познавательной потребности. Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на развитие интересов
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии мышления, исследовательской активности и способностей ребенка. Основная часть диалогов, непосредственно направленных на познавательное развитие, осуществляется теперь в рамках школьного коллектива, на уроках. Основным инициатором диалогов на уроках является учитель, то есть иниц ...