Информация » Личностные и ситуационные детерминанты в эмоционально мотивационной регуляции » Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека

Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека

Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека специально в научных исследованиях не рассматривались за исключением одной области - психологии совладающего поведения. В качестве основных побуждающих к психической саморегуляции стимулов ученые (Л.Фестенгер [], Н. Миллер [], М. Е. Литвак []) выделяли следующие:

- подражание взрослым или сверстникам, занимающихся эмоционально-волевой регуляцией;

- печатное слово книги. Имеются в виду научные (чаще - научно-популярные) издания, в которых пропагандируются различные техники саморегуляции. Как правило, это работы В. Леви [], М.Е. Литвака [], Н.М. Сытина [], А.А. Репина [], Л. П. Гримак [], А. Лобзина и Н. Решетникова [], Ш. Гавейн [], Л. Хей [], К. Томаса [] и некоторых других ученых;

- познавательные телепередачи по психологии или художественные фильмы с пропагандой восточных единоборств;

- собственные несдержанные поступки или поведение других людей, повлекшие за собой рождение мысли о том, что необходимо овладевать навыками психической регуляции;

- знания, полученные по соответствующей области психологии в ходе обучения в том или ином учебном заведении;

- иные случайные источники (радиопередача, случайное общение и др.).

Следует отметить, что вне зависимости от источника получения информационного стимула, в вышеперечисленных примерах стимулом к саморегуляции является случай, событие, не связанное с системой ценностей, целей, жизненно-важных установок, потребностей к самосовершенствованию.

В случае с личностными детерминантами, мы имеем дело уже с устойчивой потребностью личности, со сформировавшимся у нее мотивом к самоизменению. Поэтому эта личность находилась в активном поиске инструментария достижения цели, одним из которых является мотивационная и эмоциионально-волевая регуляция.

Когда же речь идет о детерминации ситуационной, то вполне ясно, что человек начинает проявлять интерес к саморегуляции случайно, безотносительно к какой-либо цели. Эмоциональная регуляция в этом случае сама по себе является объектом интереса, объектом направленной психической активности человека, а не инструментом. Можно сказать так, что субъектом найден инструмент, а область применения его этим человеком не осознается или представляется смутно.

Ситуационные детерминанты могут быть достаточно мощны, и перерасти в устойчивые. Но, чаще всего, проявившиеся безотносительно к экзистенции личности, они теряют свою значимость, и субъект не старается овладеть техниками и способностью к мотивационно-эмоциональной регуляции.

Иногда, повторяющиеся ситуативные факторы, пробуждают личностную детерминанту. Однако это происходит в том случае, когда попытки индивида заниматься саморегуляцией под воздействием ситуативных стимулов, приводят к ощутимым результатам или входят в привычку. Роль ситуативных факторов немаловажна, так как они пробуждают интерес и побуждают к овладении определенной суммой знаний в искомой области. На момент возникновении личностных детерминант индивид уже будет иметь в своем потенциале представление об эффективном средстве достижения определенных целей.

Этикет невербального общения
Большая часть информации передается невербальными средствами общения. Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторые люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держат спокойно. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами ...

Рефлексия
Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей ...

Причины криминализации личности
Как известно преступления – не случайный по отношению к личности факт. В своей основе оно приготовлено предшествующей жизнью человека, теми его чертами и качествами, которые предопределили в конкретной ситуации выбор общественно опасного поведения. Преступное поведение практически всегда рассматривалось в соответствующих координатах: «с ...