Информация » Личностные и ситуационные детерминанты в эмоционально мотивационной регуляции » Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека

Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека

Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека специально в научных исследованиях не рассматривались за исключением одной области - психологии совладающего поведения. В качестве основных побуждающих к психической саморегуляции стимулов ученые (Л.Фестенгер [], Н. Миллер [], М. Е. Литвак []) выделяли следующие:

- подражание взрослым или сверстникам, занимающихся эмоционально-волевой регуляцией;

- печатное слово книги. Имеются в виду научные (чаще - научно-популярные) издания, в которых пропагандируются различные техники саморегуляции. Как правило, это работы В. Леви [], М.Е. Литвака [], Н.М. Сытина [], А.А. Репина [], Л. П. Гримак [], А. Лобзина и Н. Решетникова [], Ш. Гавейн [], Л. Хей [], К. Томаса [] и некоторых других ученых;

- познавательные телепередачи по психологии или художественные фильмы с пропагандой восточных единоборств;

- собственные несдержанные поступки или поведение других людей, повлекшие за собой рождение мысли о том, что необходимо овладевать навыками психической регуляции;

- знания, полученные по соответствующей области психологии в ходе обучения в том или ином учебном заведении;

- иные случайные источники (радиопередача, случайное общение и др.).

Следует отметить, что вне зависимости от источника получения информационного стимула, в вышеперечисленных примерах стимулом к саморегуляции является случай, событие, не связанное с системой ценностей, целей, жизненно-важных установок, потребностей к самосовершенствованию.

В случае с личностными детерминантами, мы имеем дело уже с устойчивой потребностью личности, со сформировавшимся у нее мотивом к самоизменению. Поэтому эта личность находилась в активном поиске инструментария достижения цели, одним из которых является мотивационная и эмоциионально-волевая регуляция.

Когда же речь идет о детерминации ситуационной, то вполне ясно, что человек начинает проявлять интерес к саморегуляции случайно, безотносительно к какой-либо цели. Эмоциональная регуляция в этом случае сама по себе является объектом интереса, объектом направленной психической активности человека, а не инструментом. Можно сказать так, что субъектом найден инструмент, а область применения его этим человеком не осознается или представляется смутно.

Ситуационные детерминанты могут быть достаточно мощны, и перерасти в устойчивые. Но, чаще всего, проявившиеся безотносительно к экзистенции личности, они теряют свою значимость, и субъект не старается овладеть техниками и способностью к мотивационно-эмоциональной регуляции.

Иногда, повторяющиеся ситуативные факторы, пробуждают личностную детерминанту. Однако это происходит в том случае, когда попытки индивида заниматься саморегуляцией под воздействием ситуативных стимулов, приводят к ощутимым результатам или входят в привычку. Роль ситуативных факторов немаловажна, так как они пробуждают интерес и побуждают к овладении определенной суммой знаний в искомой области. На момент возникновении личностных детерминант индивид уже будет иметь в своем потенциале представление об эффективном средстве достижения определенных целей.

Общее понятие об ощущении
Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, сам процесс воздействия – раздражением. Раздражение вызывает процесс возбуждения, которое по центростремительным, или афферентным нер ...

Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две ...

Особенности развития познавательной сферы
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие — остаются относительно сохранными. Этим в опред ...