Информация » Личностные и ситуационные детерминанты в эмоционально мотивационной регуляции » Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека

Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека

Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека специально в научных исследованиях не рассматривались за исключением одной области - психологии совладающего поведения. В качестве основных побуждающих к психической саморегуляции стимулов ученые (Л.Фестенгер [], Н. Миллер [], М. Е. Литвак []) выделяли следующие:

- подражание взрослым или сверстникам, занимающихся эмоционально-волевой регуляцией;

- печатное слово книги. Имеются в виду научные (чаще - научно-популярные) издания, в которых пропагандируются различные техники саморегуляции. Как правило, это работы В. Леви [], М.Е. Литвака [], Н.М. Сытина [], А.А. Репина [], Л. П. Гримак [], А. Лобзина и Н. Решетникова [], Ш. Гавейн [], Л. Хей [], К. Томаса [] и некоторых других ученых;

- познавательные телепередачи по психологии или художественные фильмы с пропагандой восточных единоборств;

- собственные несдержанные поступки или поведение других людей, повлекшие за собой рождение мысли о том, что необходимо овладевать навыками психической регуляции;

- знания, полученные по соответствующей области психологии в ходе обучения в том или ином учебном заведении;

- иные случайные источники (радиопередача, случайное общение и др.).

Следует отметить, что вне зависимости от источника получения информационного стимула, в вышеперечисленных примерах стимулом к саморегуляции является случай, событие, не связанное с системой ценностей, целей, жизненно-важных установок, потребностей к самосовершенствованию.

В случае с личностными детерминантами, мы имеем дело уже с устойчивой потребностью личности, со сформировавшимся у нее мотивом к самоизменению. Поэтому эта личность находилась в активном поиске инструментария достижения цели, одним из которых является мотивационная и эмоциионально-волевая регуляция.

Когда же речь идет о детерминации ситуационной, то вполне ясно, что человек начинает проявлять интерес к саморегуляции случайно, безотносительно к какой-либо цели. Эмоциональная регуляция в этом случае сама по себе является объектом интереса, объектом направленной психической активности человека, а не инструментом. Можно сказать так, что субъектом найден инструмент, а область применения его этим человеком не осознается или представляется смутно.

Ситуационные детерминанты могут быть достаточно мощны, и перерасти в устойчивые. Но, чаще всего, проявившиеся безотносительно к экзистенции личности, они теряют свою значимость, и субъект не старается овладеть техниками и способностью к мотивационно-эмоциональной регуляции.

Иногда, повторяющиеся ситуативные факторы, пробуждают личностную детерминанту. Однако это происходит в том случае, когда попытки индивида заниматься саморегуляцией под воздействием ситуативных стимулов, приводят к ощутимым результатам или входят в привычку. Роль ситуативных факторов немаловажна, так как они пробуждают интерес и побуждают к овладении определенной суммой знаний в искомой области. На момент возникновении личностных детерминант индивид уже будет иметь в своем потенциале представление об эффективном средстве достижения определенных целей.

Разрешение невротических конфликтов
Чем больше человек осознает, какие бесконечно опасные конфликты разрушают личность, тем более настоятельной является потребность подлинного разрешения. Хорни считает, что существует только один путь: конфликты разрешаются только изменением тех внутренних условий личности, которые привели к их возникновению[5]. Целью терапии может быть ...

Теологические представления Фрейда. Религия как общественный невроз
Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, бож ...

Общественные отношения
Что бы разобраться, что такое личность как особое социальное качество индивида, нужно, прежде всего, признать, что личность это качество индивида. Этим самым утверждаем, единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий. Далее, «личность это системное и поэтому «сверхчувствительное» качество, хотя носителем ...